Подводя итоги поездки Путина в Крым, Иван Преображенский напоминает, что помимо политики и экономики у визитов российского президента может быть и религиозная составляющая.
Президент России Владимир Путин с 18 по 20 августа побывал в Севастополе и Крыму, посетив сразу два субъекта РФ, аннексированных в 2014 году. Контингент, с которым пообщался глава государства, был весьма разнообразен: за два с небольшим дня ему удалось “обработать” практически все социальные группы, включая такие экзотические, как байкеры, одаренные дети, музейные работники, священники и джазмены. Путин предложил создать в Херсонесе “русскую Мекку”. Не может быть сомнений в том, что для главного российского пророка эта поездка была предвыборной.
От Мекки к “русскому миру”
Да, официально Путин еще не выдвинул своей кандидатуры, но предвыборная кампания уже набирает ход. В рамках этой кампании перед президентом стоят сразу несколько задач. Одна из главных – не допустить разброда и конфликтов внутри правящего класса. И вот он тянет за собой в Крым премьера Дмитрия Медведева, пусть даже тот стыдливо отходит от президента в момент, когда по сценарию нужно “брататься” с байкерами. Надо показать, что Медведев по-прежнему ближайший соратник и отправлять его в отставку Путин пока не намерен.
Вторая важная задача – напомнить народу о себе и о своих достижениях. Одним из главных своих успехов президент России явно считает аннексию Крыма и Севастополя. Тут Путину так хотелось доказать россиянам, что он пророк, посланный им во спасение, что мало оказалось привычных славословий от деятелей культуры и чиновников: руководителя севастопольского филиала МГУ Ивана Кусова, предложившего создать в Крыму Центр изучения русского патриотизма, благодаря работе которого о “русской весне”, а значит и роли в ней лично Путина, “память осталась у потомков качественная и научно обоснованная”; музейного работника Александра Баличенко, назвавшего Алупку и Воронцовский дворец “неким местом силы”.
Надо, как объяснил сам Владимир Путин, создать в Херсонесе “русскую, российскую Мекку”, то есть, судя по контексту, символический центр “русского мира”. Причем не только историко-политического, где “началось укрепление централизованного российского государства”, но и религиозного, который российская пропаганда тесно связывает как с политикой, так и с ролью президента Путина как “спасителя России”.
Пророк или хозяйственник?
Религиозный аспект вообще незаслуженно обойден вниманием в освещении последней поездки Путина в Крым. Сопровождал его туда епископ Тихон (Шевкунов). Его не только называют духовником президента. Некоторые еще и прочат его в преемники патриарху Кириллу. Этот священнослужитель рассказывал главе государства о том, как будет устроен херсонесский заповедник. А попутно учил ректоров местных университетов, как им надо прививать детям правильные знания о случившейся в 2014 году аннексии Крыма и Севастополя, а также о новой российской идентичности.
Все это произошло 18 августа, в канун праздника Преображения Господня, в России его еще называют “яблочным Спасом”. Преображение Господне – один из важнейших праздников в христианстве. Он установлен в память об описанном в Евангелии преображении Иисуса Христа, который явился своим ученикам в обновленном образе в то время, как апостолы молились на горе Фавор. Так и Владимир Путин постарался явиться российским избирателям (и приехавшим с ним из Москвы “апостолам” во главе с Дмитрием Медведевым) в обновленном образе.
Это образ крепкого хозяйственника, готового вникать в каждую мелочь. Путин уже выступал в этой роли в первые годы своего президентства, но потом с головой нырнул в геополитику. Однако сейчас россиянам интереснее доходы их домохозяйств, чем далекая Сирия. И вот Путину пришлось вспомнить, что новое – это, чаще всего, хорошо забытое старое, и попытаться вновь заговорить на языке, доступном домохозяйке.
В заложниках своей роли
В этом амплуа Путин, надо сказать, выступил не слишком убедительно. Бросалась в глаза барская скука, с которой президент заставлял себя вникать то в проблемы русского театра в Севастополе, то в предложения молодых ученых. Уже на второй день система начала сбоить, и участники молодежного лагеря “Таврида” почти 8 часов ждали Путина, занявшегося, очевидно, другими, куда более близкими ему проблемами.
Сопровождалось это привычным советским официальным абсурдом. Трепеща в ожидании президента, организаторы велели молодежи “не чесаться, даже если вас кусают насекомые”. Впрочем, большинство россиян об этом из новостей не узнали. Телевизионная пропаганда всячески старалась представить им Владимира Путина в образе национального спасителя, который даже в “российской Мекке” неустанно думает о стране, сообщает DW.
Напомним, как сообщало Инше ТВ, в Крыму молнией убило советника российского министра