“Крестный отец” Народного фронта: Яценюк еще не все сказал


08:3823.11.2016

Соратник экс-премьера считает, что он никуда и не исчезал из большой политики. В общем, вы суслика не видите? А он есть.

Андрей Иванчук – студенческий друг и давний соратник Арсения Яценюка. Сейчас он глава комитета ВР по вопросам экономической политики, заместитель председателя фракции Народный фронт.

Иванчука часто называют «крестным отцом» Народного фронта. После обнародования е-деклараций он оказался одним из лидеров по хранению средств в наличке.

В интервью НВ Андрей Иванчук отвечает на вопрос о том, когда и в какой ипостаси вернется в политику экс-премьер Арсений Яценюк, и рассказывает о конфликтах во власти, перспективе досрочных выборов и ожидаемых кадровых изменениях. А также объясняет, зачем ему столько наличных.

Насколько сейчас крепка коалиция Народного фронта и Блока Петра Порошенко? Она ситуативна, и вы просто ждете, когда подрастут рейтинги?

– Коалиция есть. Эффективно работает. Ежедневно принимаются решения.

Радикалы и Самопомич, которые оставили большинство и ушли в оппозицию к власти, снова близки к коалиции. А с Тимошенко идут серьезные бои. Почему так?

– Когда парламент рассматривает решение, не важно, в коалиции ли ты. Это обязанность – участвовать в принятии важных для страны законов. И это нормально с точки зрения фракции Радикальной партии и фракции Самопомич. Во многих случаях и фракция Батькивщина голосует вместе с коалицией. Но часто все переходит в политическую борьбу, рассказы, что все можно сделать лучше и быстрее.

Фото: Олександр Косарєв

Фото: Александр Косарев

 

В Батькивщине считают, что Народный фронт изрядно приложился к травли Юлии Тимошенко.

– Мне известна лишь одна такая кампания. Она была направлена против нашего лидера – Арсения Яценюка. Все те обвинения, инсинуации, растиражированные в СМИ информации были направлены на обливание грязью Арсения Петровича и НФ. Это делалось, чтобы остановить реформы и пропиариться. Ничего. Будет избирательная кампания, люди дадут оценку той грязи и лжи.

На днях проходили многолюдные митинги возле Нацбанка и ВР. Фиксировались случаи оплаты участия в них. На ваш взгляд, что это было?

– Люди имеют право на добровольные собрания и выражение своего мнения и требовать защиты своих прав. Другой вопрос, когда проходят митинги, а в СМИ пишут, что людей туда свозят, платят им деньги – это недопустимо. Эти «антимайданы» ни к чему хорошему не приведут.

Кажется, что Яценюк вернулся в публичную политику. Были интервью, заявления, визиты за границу.

– Он не вернулся, потому что никуда не исчезал.

За глаза говорили, что он обиделся и после отставки долго не хотел публичности.

– Он не девочка, чтобы обижаться. Яценюк – серьезный политик. После отставки должен был сделать определенные выводы. Ему есть что сказать. Всему свое время.

Он возглавлял Правительство в сложное время. Не допустил дефолта, вытянул социальные моменты, формирование украинского войска, обеспечил финансирование обороноспособности страны. Хотя понимает, что многое не успел, не смог. У нас сложная конструкция власти, и не все зависит от воли главы Правительства. Надо находить баланс с Радой, президентом.

А поездки заграницу лидера второй по численности фракции парламента Украины, являющейся фундаментом коалиции – это естественно. У Яценюка есть большие международные связи. Его поездки в Вашингтон, Берлин, Брюссель направлены на улучшение взаимодействия между Украиной, ЕС и США. Украина, которая сегодня защищает не только себя, но и Европу, должна получить надлежащую поддержку.

– Или это подготовка к досрочным выборам.

– Любой политик всегда готов к выборам. Парламентские выборы будут через три года. Президентские – тоже не скоро.

– Досрочных – не будет?

– Если страну все время вбрасывать в стрессовые ситуации, досрочные выборы, мы никогда ничего не успеем сделать.

Во время избирательных кампаний всем хочется нравиться. Популизм зашкаливает. Выборы сдерживают от непопулярных реформ. Поэтому мы 25 лет топтались на одном месте. Надо успокоиться. Провести реформы, идти неизменным курсом предыдущего и действующего правительств.

Яценюк может снова занять позицию во власти? Время от времени возникают разговоры, что он, к примеру, возглавит Нацбанк. Сейчас снова речь идет о вероятной отставке главы НБУ Валерии Гонтаревой.

– Арсений Яценюк еще долго в силу своего опыта и возраста будет одним из ключевых игроков в Украине.
Арсений Петрович возглавлял НБУ после Оранжевой революции в 2004-2005 годах. Гривна тогда обесценилась, и он смог вернуть курс с 9 грн/долл до 5 грн/долл. Защитил вкладчиков, сохранил банковскую систему. Он вошел в историю как мощный центробанкир. Сейчас разговоры о перспективах возглавить НБУ – это чьи-то фантазии.

Что касается других позиций. Арсений Петрович добровольно принял решение об отставке ради экономической и политической стабильности. Это дает понять – его не интересуют даже самые высокие должности любой ценой.

– Есть определенные намеки на то, что под министром внутренних дел Арсеном Аваковым кресло шатается. Так ли это?

– Кресло – не проверял. Поэтому – не знаю.

Угроз должности министра внутренних дел нет. Аваков добровольно отказался от большого количества властных полномочий. Он – эффективный министр, который много сделал для реформирования МВД. Создана Полиция. Уверен, он сможет осуществить еще много реформ.

– Аваков не отдаляется от Народного фронта? Не намерен ли он создать и возглавить свою партию?

– Нет. Все слухи Арсен Борисович опроверг лично.

– Еще один вопрос о кадровых изменениях. До сих пор не произошли ротации в Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Почему? Вопрос подвешен?

– ВР обязана принять соответствующие кадровые решения, переизбрать членов ЦИК, исключить сомнения легитимности, законности деятельности этого органа.

Должно быть соответствующее представление президента. Тогда спикер парламента вынесет его в зал. За более подробной информацией надо обращаться к Андрею Парубию. Он ведет и консультации и переговоры по этому вопросу.

– Вы говорите о новом представлении, правильно? Еще в июне было представление президента, которое сопровождалось детективной историей с заменой фамилий кандидатов от НФ. Да, там нет заместителя председателя ЦИК Андрея Магеры. Появились другие фамилии. Говорили о подковерных договоренностях. Их опровергал глава фракции НФ Максим Бурбак.

– Я очень уважаю Андрея Магеру. Он – профессиональный специалист и порядочный человек. Обидно, что его кандидатура не была внесена из-за договоренности, что все члены ЦИК должны быть новыми людьми.
Я эту идею не поддерживаю. Считаю, опыт должен передаваться. Люди, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны, должны продолжать работать.

Есть решение фракции. От фракции мы внесли кандидатуры. Позиция Народного фронта осталась неизменной.

– То есть рассчитываете, что в новом представлении позиция фракции НФ отразится?

– Я не знаю, какое представление президент внесет в парламент. И если в нем не будет кандидатур от Народного фронта – фракция не будет голосовать.

Фото: Олександр Косарєв

Фото: Александр Косарев

 

– Каковы шансы принятия Бюджета-2017 до Нового года? Он должен быть, как у Яценюка – бюджетом «затягивания поясов»?

– Страна в затруднительной ситуации. Нужно на всем экономить. В парламенте Бюджет вызовет серьезную дискуссию. Но найдем консенсус, и он будет принят до конца года.

В целом в проекте Бюджета учтены предложения Народного фронта. Это и финансирование армии на уровне не ниже 5% от ВВП, повышение зарплат, финансирование ремонта дорог.

Надо сбалансировать сателлитные законы, которые формируют доходную часть бюджета. Большие вопросы к дефициту Пенсионного фонда. Формула решения есть. Нужно желание, политическая воля назвать все своими именами. В Украине реально работает 20 млн человек, а официально – это лишь 10 млн. Зарплаты в тени. Их надо оттуда выводить. Необходимо ввести правильное администрирование налогов, а не пугать повышением пенсионного возраста.

– Гвардию псевдо-льготников кто-то рискнет подвергнуть ревизии?

– Это задачи для Минсоцполитики. Нужно обнаружить таких «льготников» и поставить точку. Денег и так не хватает.

– Еще министром финансов Правительства Арсения Яценюка Натальей Яресько был сформирован перечень госимущества, подлежащего продаже, это приблизительно 300 объектов. Масштабная приватизация, которая должна существенно наполнить бюджет, не состоялась до сих пор. Почему?

– У нас есть перечень предприятий, не подлежащих приватизации. Это 1,5 тыс объектов. Некоторые уже даже не существуют, но числятся.

Предыдущее Правительство несколько раз выступало с инициативой пересмотреть этот список, оставить в нем только стратегические предприятия. Другие – передать Фонду госимущества для проведения аукционов. К сожалению, инициатива не имеет поддержки в парламенте. Надеюсь, что ситуация изменится. Альтернативы большой приватизации я не вижу.

– История Одесского припортового завода (ОПЗ) также никак не закончится. Что вокруг него происходит?

– Несколько компаний подтвердили свой интерес к ОПЗ. Все зависит от аукциона. От того, состоится ли он и сколько инвестор предложит. Цена должна быть адекватной. Такой второй объект не построишь. Он является стратегическим для украинской экономики и должен быть продан за реальные деньги эффективному собственнику.

– Когда говорят о заинтересованных в неприватизации ОПЗ, то называют группу Приват и Игоря Коломойского, которого считают вашим деловым партнером.

– Это слухи и преувеличения. Уверяю, аукцион по продаже Одесского припортового завода состоится прозрачно и публично с привлечением СМИ. Правила очень просты: кто заплатит больше – тот и победит. Подковерных игр не будет.

– КМУ предлагает ввести наблюдательные советы на государственные предприятия. Как понимать эту инициативу? Это позволит вытеснить скрытых владельцев?

– Наблюдательные советы должны улучшить эффективность управления предприятиями, в режиме реального времени осуществлять политику, утверждать стратегию. Члены совета должны получать хорошее финансовое обеспечение, что будет предохранителем от коррупционных соблазнов. Это мировая практика. Орган должен быть действенным.

– Недавно Кабмин одобрил законопроект о продаже спиртзаводов. Тема дискуссионная. Одни настаивают, что спирт должен оставаться в монополии государства, другие – что нужна приватизация. Вы что скажете? 

– Комитет однозначно обеспечит быстрое прохождение и вынесение в зал.
Представляя документ, министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой отметил, что 45% рынка находится в тени. Из 80 спиртзаводов работает только 15. От приватизации спиртовой отрасли бюджет может получить дополнительные 5-6 млрд грн.

Правительство предлагает разделение спиртзаводов на две группы. В первую войдут производители пищевого спирта, во вторую – технического спирта и биоэтанола. Предложена также полная продажа активов отрасли. Предполагается, что закон будет вступать в силу поэтапно. Сначала экспорт будет осуществлять только государство. До 2020 года у нас будет полная либерализация рынка.

– Вопрос легко пройдет через зал? Отрасль имеет серьезное лобби.

– Трудно прогнозировать. Противники приватизации утверждают, что отрасль трогать нельзя, потому что это – курица, несущая золотые яйца. Проанализируйте финансовые показатели за последние 25 лет. Увидите, этих «золотых яиц» в официальных бухгалтерских отчетах нет. Возможно, они есть у тех, кто хочет сохранить существующее положение дел, когда все государственное – ничье. Это недопустимо. Государство теряет около 10 млрд грн ежегодно.

– Утверждают о вашем личном интересе к спиртовому бизнесу.

– Я никогда не имел никакого отношения к этой отрасли. Я не знал, что такая инициатива готовится. Идею услышал во время презентации Кутового на заседании Кабинета Министров.

– Еще один вопрос активно обсуждают: Евросоюз требует отменить мораторий на вывоз леса-кругляка, иначе Украина не получит 600 млн евро макрофинансовой помощи от ЕС. Вы за мораторий или против?

– С одной стороны – мораторий правильная инициатива с точки зрения государства. И европейские партнеры обвиняют нас в нарушении взятых на себя международных обязательств согласно Уставу Всемирной организации торговли и Договора о Зоне свободной торговли с ЕС. Сейчас нарабатывается законопроект, который приведет этот вопрос в соответствие с требованиями ВТО и Соглашения о ЗСТ с ЕС.

– Электронное декларирование поразило и украинцев, и мир. Вы – один из лидеров среди держателей кэша. Держите наличными 750 тыс швейцарских франков, 600 тыс евро, 500 тыс. долларов и 3,7 млн грн. Откуда такие доходы? И почему не в банках? Не доверяете?

– Это не вопрос доверия или недоверия к банковской системе, а того, кто как хранит свои сбережения.

До политики я занимался бизнесом. Предыдущее законодательство не обязывало меня декларировать наличные средства. Я не хотел размещать их на депозитных счетах в банках, чтобы не показывать свое состояние. Теперь все государственные служащие обязаны показать деньги, ценные вещи, недвижимость, корпоративные права. Я выполнил требование, задекларировал все, что у меня есть.

Когда мое состояние уже является публичным, я принял решение и отнесу свои сбережения в банк, поменяю на гривни и положу на счета. Держать деньги не в банковских учреждениях – сейчас опасно. К тому же, мы еще должны декларировать расходы, а отслеживать их с банковского счета для заполнения декларации будет легче.

– Скажите, сколько это вообще денег по объему? Они лежат под матрасом? В пакетах?

– По объему – это немного. Скоро они будут в банке.

– Сбербанка, который возглавляет Андрей Пышный? Или может – в Привате?

– Однозначно, это будет государственный банк. Если вы не хотите, чтобы я разместил их в Ощадбанке, учту ваши пожелания, открою счет в другом.

– Вам решать. Это – ваши деньги. Но вы, Яценюк и Пышный – в одной команде с юности.

– Мы давно знакомы, отношения у нас хорошие. Вместе учились в университете. Были членами одной политической силы. Прошли вместе определенный жизненный путь. Я могу только гордиться, что однокурсники, мои друзья, делают то, что они делают.

– Вас связывали с группой Приват и олигархом Игорем Коломойским. Ситуация вокруг Приватбанка время от времени раскачивается, говорят о вероятной его национализации. В Приват деньги будете класть?

– Первое – я не комментирую слухи.

Второе – любое раскачивание ситуации вокруг крупного системного банка негативно влияет на финансовый сектор. Недопустимо, когда сеют панику. У нас есть Национальный банк. Только он имеет право комментировать финансовое состояние учреждений. Все остальное – спекуляции, сказал Иванчук в интервью НВ

Напомним, народного депутата от Народного фронта Андрея Иванчука называют одним из серых кардиналов украинской политики нового времени. Он один из близких друзей Арсения Яценюка. В студенческие годы в Черновцах они основали юридическую компанию «Юрек», а затем их интересы переплетались в сахарном бизнесе. Иванчук также давний бизнес-партнёр предпринимателя Леонида Юрушева, который имел хорошие отношения с Виктором Януковичем. С такими контактами можно развивать бизнес как при старой, так и при новой власти.

Главный актив, владение которым приписывают Андрею Иванчуку, — крупнейший в стране производитель биоэтанола «Техинсервис». Ещё один совладелец компании — Игорь Коломойский.

 



© Inshe.tv

Share Button
TwitterFacebookGoogle PlusYoutube