Петр Порошенко ведет на выборы не только партию имени самого себя, но и несколько проектов-сателлитов, сформированных из обломков Партии регионов. С главным наследником партии Виктора Януковича – «Оппозиционным блоком» у президента также теплые партнерские отношения.
Голосование за изменения в Конституции 31 августа показало: «Оппозиционный блок» в принципиальных моментах действует, как надежный партнер Банковой. Решающими стали голоса Нестора Шуфрича, Юрия Бойко, Сергея Левочкина, Александра Вилкула, Сергея Кивалова и остальных столпов режима Януковича. А теперь – партнеров Петра Порошенко.
Первое совместное голосование президентской фракции и «Оппозиционного блока» произошло еще 10 января 2015 года – при назначении генеральным прокурором Виктора Шокина. Тогда за него проголосовали не только фракции коалиции, но и фигуранты громких коррупционных скандалов – Бакулин, Бойко, Вилкул, Папиев… Все они, кстати, прекрасно чувствуют себя в парламенте и вне его, а о привлечении их за масштабное разворовывание страны и соучастии в массовых убийствах на Майдане в 2014 году речь уже не идет. Что не удивительно: 40 голосов «Оппозиционного блока» крайне нужны Петру Порошенко, который не может полагаться на строптивых союзников по парламентской коалиции.
Сергей Левочкин старается всегда быть близким к главе государства – кто бы им не был
Один из акционеров «Оппозиционного блока» Сергей Левочкин – частый гость в кабинете президента и руководителей его администрации. Совместно с ним Банковая запустила на местные выборы новый проект – партию «Наш край». По ее спискам и под ее брендом будут баллотироваться бывшие регионалы, которые уже перебежали в лагерь Порошенко, однако, которых нежелательно брать в «Солидарность» – из-за репутационных рисков для партии президента.
Конечно, пока что нет смысла брать в БПП таких персонажей, как недавний руководитель Партии регионов в Запорожской области Сергей Кальцев или нардеп из Одесской области Антон Киссе, которого небезосновательно обвиняли в попытках раздувать сепаратистские настроения в Бессарабии. А вот в формате «Нашего края» они могут спокойно брать власть на местах – с благословения президента и за деньги соратников Януковича.
В Одесской области спонсорами проекта выступают «авторитеты» Иван Аврамов, который во времена Януковича присматривал за регионом в статусе «смотрящего», и Юрий Иванющенко, больше известный как Юра Енакиевский – один из ближайших соратников кровавого экс-президента. Он же, кстати, патронирует «Наш край» на Донбассе.
Юрий Иванющенко после бегства Януковича в Москву переехал в Монако. Но влияние на украинскую политику сохраняет.
Во фронтовых областях тесный союз Порошенко с «регионалами» шокировал всех, кто наивно надеялся, что Революция Достоинства таки вытащит регион из-под ига «регионалов». Но «жить по-новому» в воображении Петра Порошенко – это всего лишь новый глава коррупционной вертикали.
«На многих встречах в регионе мне часто «подсказывают» мол, тот регионал, и этот регионал. Ну, и что мне теперь делать? Вывести их всех на улицу и расстрелять? Так, у бюджетников, мэров, руководителей предприятий Донетчины, чтобы иметь работу и удержаться у руля, не было тогда никакого другого выбора, кроме как членства в ПР. Теперь они и могут составить костяк «Нашего края». Это что-то между БПП и ПР – такой себе, грубо говоря, отстойник, переходный пункт», – чистосердечно охарактеризовал «Наш край» руководитель военно-гражданской администрации Донецкой области Павел Жебривский.
Он, как и остальные руководители областей, уже получили с Банковой электоральный план – сколько голосов должна получить БПП и «Наш край». По Донетчине точных цифр нет, а вот Лев Парцхаладзе, который возглавляет штаб БПП в Киевской области, по информации iPress.ua должен обеспечить 35% голосов для партии президента и еще 20% – для «Нашего края»…
Еще один провластный электоральный «отстойник» для бывших регионалов – партия «Возрождение». В парламенте ее представляют один из лидеров ПР Виталий Хомутынник, советник Януковича, одесский миллионер Леонид Климов, менеджер Ахметова и бывший председатель бюджетного комитета Евгений Геллер, партнер Андрея Портнова (главный юрист Януковича) Валерий Писаренко, любимый «коневод» Януковича Валентин Нечипоренко, известный харьковский украинофоб Дмитрий Святаш, герои многочисленных коррупционных скандалов Владимир Кацуба и Антон Яценко… А по спискам партии будут баллотироваться такие достойные люди, как Геннадий Кернес.
Ради справедливости нужно сказать, что «Возрождение» не является полностью проектом Банковой. Как и партией Игоря Коломойского, как принято считать, учитывая партнерские отношения олигарха с неформальным лидером проекта Виталием Хомутынником. Скорее, это «франшиза», которую в одних случаях будет использовать Порошенко, в других – Коломойский, а чаще всего – влиятельные региональные лидеры вроде Кернеса с Добкиным, которые по тем или иным причинам не желают ассоциировать себя с «Оппозиционным блоком».
Собеседники iPress.ua, близкие к администрации Порошенко, утверждают, что и «Наш край», и «Возрождение» – предохранители против возможного реванша «Оппозиционного блока». Мол, лучше уже свои, прикормленные «регионалы», чем пятая колонна Кремля.
Однако, это обычное лукавство. И у “Оппозиционного блока”, и у президентских проектов – одни и те же акционеры и спонсоры. В конце концов, и «Оппозиционный блок», как видим из голосований в парламенте, является достаточно условной оппозицией Порошенко.
В ряде регионов БПП и «Оппозиционный блок» вместе будут бороться против общих врагов. Например, в Днепропетровске – против команды Игоря Коломойского. Поэтому весь админресурс будет работать на победу на выборах мэра города Александра Вилкула – второго путинского байкера Хирурга и организатора избиения активистов Майдана в январе 2014 года.
Союз Петра Порошенко с регионалами только на первый взгляд выглядит странным и неестественным. Петр Алексеевич – один из отцов-основателей Партии регионов, а с ее перво- и второстепенными акционерами его связывают длительные деловые и дружеские отношения, одинаковые мировоззренческие установки. В конце концов, это люди, с которыми президент Украины разговаривает на одном языке – языке олигархической политики, для которой идеологические установки и партийные флаги ничто по сравнению с возможностью конвертировать власть в денежные знаки.