Дипломатия США-Россия: Украина важна, но Иран важнее


09:1019.05.2015

“Копать глубже” ради полной реализации всех аспектов Минских соглашений призвала Украину, Россию и международных посредников по урегулированию в Донбассе замгоссекретаря США Виктория Нуланд.
США, заявила Нуланд в Москве, могли бы поддержать реализацию Минских договоренностей. Другие участники процесса, похоже, против этого не возражают. США не участвовали в переговорах в Минске в сентябре 2014 и феврале 2015 гг. в “нормандском формате” (Германия – Франция – Украина – Россия).
Глава МИД РФ Сергей Лавров, предваряя переговоры его заместителей с Нуланд, дал свое видение роли США: он сказал, что речь должна идти о том, чтобы Вашингтон воздейстовал на Киев и “не допускал срыва в силовые сценарии”, а также “добивался начала политического процесса через прямой диалог с Донецком и Луганском”.
Визит Нуланд в Москву и недавние встречи ее шефа Джона Керри с президентом Владимиром Путиным и главой МИД РФ Сергеем Лавровым восприняты наблюдателями как возобновление диалога между Соединенными Штатами и Россией, который практически прервался после того, как украинский кризис привел к самому резкому со времен холодной войны обострению отношений между Москвой и Вашингтоном.
“Мы приветствуем заявление официального Киева о том, что Красный Крест, а также представители ОБСЕ будут допущены к задержанным военнослужащим Евгению Ерофееву и Александру Александрову в соответствии с Женевской конвенцией”, – заявила Нуланд в Москве. За день до ее визита в Россию стало известно о захвате украинскими силами в плен в Донбассе двух, как утверждают власти Украины, российских военнослужащих.
Нуланд посещала Киев в прошедшие выходные. В Москве она сказала, что у Киева нет намерения возобновлять боевые действия в Донбассе.
Что означают последние визиты дипломатов США в Россию? Это намек на грядущую перезагрузку или не более чем дежурные рабочие встречи? Русская служба Би-би-си предложила ответить на этот вопрос российским и американским экспертам.
“Интересная режиссура”
Евгений Минченко, Международный институт политической экспертизы (Россия):
“Визит Керри очень сильно смягчил тональность в двусторонних отношениях. Нуланд считается сторонником более жесткой линии, чем Керри. Произошла интересная режиссура: когда Нуланд прилетела в Москву, тут же произошел захват двух людей, которых представляют как российских спецназовцев.

Это может быть связано между собой. Т.е. это усиливает позицию Нуланд по теме обвинения России в нарушении Минских соглашений. Мы пока не знаем, кто на самом деле эти люди, но в условиях, когда в качестве главного обвиняемого в нарушении Минских соглашений пытаются представить Россию, это очень выгодная подача.
Слишком обострились двусторонние отношения, и надо если не содержательный прорыв осуществить, то, как минимум, сгладить остроту взаимной жесткой риторики, которая иногда уже доходит до оскорбительной грани. В этом – уже позитивная роль визита Керри. Я не исключаю, что в каком-то формате США будут приглашены участвовать в минском процессе. По факту они все равно участвуют и оказывают очень серьезное влияние на украинские власти”.
“Нюансы в позиции”
Андрей Кортунов, фонд “Евразия” (Россия):
“Конечно, это говорит о том, что есть желание как минимум восстановить определенный уровень контактов. Для Керри это первый визит за два года, это определенный политический акт – то, что встреча не “на полях” где-то в Европе, а что он прилетел в Сочи.

США не были представлены на саммите в Минске, но теперь готовы включиться в процесс
Не только Нуланд [сопровождала Керри в Сочи] – приехал еще Дэвид Рубенстайн, спецпредставитель по Сирии. Как минимум это говорит о желании поддерживать диалог, обмениваться информацией, информировать о позициях. А как максимум это может свидетельствовать о том, что по каким-то направлениям наметилось сближение. Это может касаться и украинского вопроса, и положения на Ближнем Востоке.
Обмен мнениями предполагает, что появились какие-то нюансы в американской позиции”.
“Перезагрузки не будет”
Игорь Бунин, глава Центра политических технологий (Россия):
“Ясно, что никакой перезагрузки не будет, это исключено. Но изменилась концепция: есть осознание ограниченности эффектов политики санкций – нефть растет, рубль укрепляется. Это не значит, что санкции признаны неэффективными.

Нуланд встречалась с Виктором Януковичем в Киеве за две недели до бегства экс-президента Украины
Когда встал вопрос о том, что США начнут поставки вооружений Киеву, Германия сразу отреагировала на это, начались Минские встречи. У Москвы больше возможности для маневров. Позиция Порошенко очень ужесточилась по отношению к ЛНР и ДНР. Для Штатов в этом появилась менее предсказуемая ситуация. Каждая сторона понимает по-своему условия Минского соглашения. То, что требует Россия, для Украины и Запада невозможно.
Требования этих двух республик (ДНР и ЛНР) неприемлемы для Украины и для Запада. В Минских договоренностях речь идет о том, чтобы контроль над границей передать ООН, ОБСЕ или Украине. Россия должна отказаться от контроля границ. Если это будет разрешено, то, по-видимому, будет встреча Обамы и Путина. С другой стороны, США должны оказывать давление на украинское руководство, чтобы оно не мечтало о реванше за Донецкий аэропорт, не начинало играть в пользу ястребов, а искало компромиссы. Видимо, Нуланд будет на постоянной связи с Москвой. Нужно найти какого-то “хозяина леса”, который бы развел [стороны конфликта]. По-видимому, США начинают на это претендовать.
Обама – уходящая фигура, он был провозглашен миротворцем первоначально, от него ожидали многих мирных инициатив, поэтому ему бы хотелось найти решение не только с Ираном и Кубой, но и с Россией”.
“Нет речи о прорыве”
Андерс Ослунд, Институт мировой экономики Петерсона (США):
“За последние несколько месяцев президент Путин в своих речах очень ясно дал понять о более мягкой линии по отношению к США и Западу в целом. Это стало очевидно во время его общения с народом по телевидению 16 апреля и в его речи на параде Победы 9 мая. И не стоит забывать, что несколько встреч были отменены до того, как о них было объявлено официально. Так что сейчас лишь возобновляются нормальные контакты.

Керри на встрече с Путиным в Сочи сопровождала Венди Шерман. Она занимается Ираном. А Виктория Нуланд – заместитель госсекретаря по вопросам Европы, и, соответственно, занимается Украиной. Т.е. они обсуждают разные вопросы.
Нет речи о каком-либо прорыве. Кроме того, в Вашингтоне в какой-то степени недовольны тем, что США оказались полностью за рамками Минского процесса, который, в результате, зависит от внутренней политики в Германии.
Конгресс [США] оказывает серьезное давление на администрацию: предоставить военную поддержку Украине. Лично президент Обама резко против этого. Но практически все члены его администрации – за вооружение Украины. Администрации надо показать, что они что-то делают по Украине. Я бы рассматривал визит Виктории Нуланд как связанный с Украиной, а визит секретаря Керри в Сочи как лишь начало разговора”.
“Сверка часов”
Ариэль Коэн, Институт анализа глобальной безопасности (США):
“Во-первых, это сверка часов. Мы, слава богу, не маневрируем флотами и ракетами, а разговариваем, и это уже хорошо.
Во-вторых, это попытка показать России, что она может играть позитивную и конструктивную роль, в том числе и по Ирану, и по Сирии, но при этом должна соблюдать Минские договоренности и, будем надеяться , двигаться в направлении разрешения украинского конфликта.
Для администрации президента Обамы, главное их наследие, то, о чем думает президент, – это возвращение Ирана в орбиту цивилизованных государств и попытка решения сирийского вопроса.
Украина не второстепенна, но по сравнению с вопросами Ближнего Востока она менее важна. И он [Обама] не хочет ввязываться в потенциальную конфронтацию с Россией, чреватую ядерной эскалацией”.
“Важность диалога”
Майкл Макфол, профессор Стэнфордского университета, бывший посол США в России:
“Я думаю, что внимание к этим двум визитам чересчур преувеличено, и им предается слишком большое значение. А объяснение простое: в последнее время между странами было так мало контактов, что обычные контакты воспринимаются как нечто экстраординарное. Когда я был послом, приезд помощника госсекретаря в Москву, включая Торию (Нуланд – Ред.), не считался новостью, о нем даже не сообщали СМИ.
Администрация Обамы, включая госсекретаря Керри, глубоко убеждена в важности диалога, даже с теми странами и лидерами, с которыми она не согласна. Визит Керри следует рассматривать в контексте реализации такой политики.
По существу, мало что изменилось. Не думаю, что сейчас в тайне готовится некий прорыв. Скорее речь идет о возобновлении диалога. Если вы с кем-то встречаетесь, вовсе не значит, что вы согласны [с вашим визави]. Более того, до тех пор, пока Россия не изменит свою политику в отношении Украины, не будет изменений в политике США”.



© Inshe.tv

Share Button
TwitterFacebookGoogle PlusYoutube