Вынесенный на страницы медиа-изданий скандал вокруг “сбитого на взлете” индийского проекта строительства в Николаеве завода по утилизации мусора напомнил, что со времени масштабного инвестфорума по ТБО прошло уже четыре года.
Почему в Николаеве за это время не появилось мусороперебатывающего (или мусоросжигающего) завода? Почему ничего не сдвинулось с планами развития переработки вторичного сырья из ТБО? Почему сортировка мусора остается только школьным экспериментом и не оказывает серьезного влияния на ситуацию в городе?
Эти и другие вопросы мы обсуждали в студии ИншеТВ с Аллой Ряжских, председателем общественной организации “Успішне місто Миколаїв”. Эта организация, объединившая ученых НУК и активистов, стала одним из инициаторов форума 2016 года и активным участником разработки проектов решения “мусорной проблемы” в 2016-2017 гг.
Нет реальной программы действий, нет ответственного руководителя проекта, крайне мало действий в этой сфере, считает Алла Ряжских.
Она согласна с тем, что мусороперерабатывающий завод важная, завершающая часть системы утилизации ТБО. Тем более сегодня, когда емкость городского полигона ТБО в Большой Коренихе исчерпана, а перспективы выделения нового участка в Матвеевке под вопросом. Но в Украине сегодня только один такой завод (киевская “Энергия”, к которой масса нареканий у экологов и коммунальщиков), а во многих городах сумели обеспечить чистоту и улиц и действующую систему сбора и утилизации мусора без такого предприятия.
Эффективность завода во многом будет определяться размером тарифов. Так, захоронение тонны мусора на полигонах в Европе на один-два порядка дороже, чем у нас в Украине, поэтому и мусороперарбатывающие (мусоросжигающие) заводы там имеют прямой экономический смысл. При этом, заявленная в “индийском меморандуме” плазменная технология – одна из самых современных и экологически безопасных, к тому же менее требовательна к сортировке мусора. Вот только в большинстве стран ее экономика базируется на очень высоких тарифах. Если действительно Николаеву предлагали такое предприятие всего лишь за передачу прав на весь городской мусор на 30 лет – это было очень выгодное предложение, считает Ряжских.
В Украине с нового года право установления тарифов на вывоз мусора передано городским властям. Вместе с тем, в тариф для населения и предприятий по-прежнему заложен объем (кубометры) мусора, тогда как на полигоне ТБО наконец-то наладили работу весового пункта и приме мусора по весу (в тоннах).
Превращение мусора “из кубов в тонны” делает некоторых людей богаче, но точно не идет на пользу городскому бюджету и чистоте наших улиц. Это только одно из направлений, где власть может сдвинуть ситуацию в лучшую сторону.
Алла Ряжских уверена, что, например, отведение четких локаций для захоронения строительного мусора, получение “Николаевкоммунтрансом” лицензии на хранении опасных отходов и отведения под это специального участка – также может стать важными, но доступными шагами к приведению утилизации мусора в Николаеве к современным требованиям.
Понятно, что на этом рынке есть и легальные и теневые участники, со своими интересами. “Нужно договариваться и с возчиками, и с так называемыми “мусорными магнатами”, – признает Алла Ряжских. Нельзя ждать, что все решится само собой.
Впрочем, в бюджете этого года заложено 125 миллионов на программу утилизации ТБО. Это серьезный ресурс, с помощью которого при эффективном использовании можно многое изменить в “мусорной сфере” Николаева. Как он будет использован – мы увидим уже скоро.