Пленарное заседание 41-й сессии Южноукраинского горсовета, которое состоялось в государственный праздник 23 августа, запомнилось не только ярким выступлением вокалисток центра культуры и досуга, исполнением гимна артистом Национального академического театра Русланом Пасечником, но и эмоциональным обращением медика Ирины Берикул, которое убедила присутствующих в проблеме местной медицины.
Об этом пишет местное издание «Гард».
Когда стрелки часов подошли к 13.00, к моменту назначенного перерыва, спикер Людмила Дзюбенко, обратилась к депутатам с просьбой задержаться и выслушать медиков, они с десяти утра ждут этой возможности.
Выяснилось, что причиной визита делегации из КУ «Южноукраинская городская больница» стало неудовлетворение итогами недавнего конкурса на вакантную должность главврача больницы.
Единственный кандидат Вера Шикерская набрала только два голоса из девяти возможных. В этом персонал больницы обвиняет руководство департамента по социальным вопросам и охране здоровья, в управление которого перешла КУ «ЮГБ».
Медики возмущены не только руководством Департамента, но и выступлением депутата Сергея Горностая, пришедшего на конкурс.
От имени трудового коллектива выступила Ирина Берикул, врач акушер-гинеколог.
– Мы пришли показать себя: медицинскую «мафию», «осиное гнездо» (прим. ред. сравнение, которое использовал один из местных сайтов). Пожалуйста, скажите, кто из нас присутствующих брал взятки? Вы нас всех обгаживаете, уже медицина разваливается! Все хорошие специалисты уходят! Швеца уже нет, а он оперировал больных из всех близлежащих районов. Скажите, что медицина наша плохая?! Она у нас самая лучшая в области! – утверждала с трибуны Ирина Берикул.
Вопросы с претензиями вызвали ответную реакцию. Депутат Андрей Зеленюк и другие спросили: «Почему женщины едут рожать в Николаев? Почему ходят слухи о поборах?» Депутат Анатолий Толкач сказал, что людям ничего не остается, как давать взятки медикам, если те у них вымогают.
– Кто едет рожать? У нас все рожают! Родильное отделение заполнено. Я сегодня здесь вместо Федоровича, это он должен был выступать перед вами. Вчера у него были две операции кесарева сечения, и сегодня он тоже выполняет свою работу, – возразила Берикул.
Она возмутилась, что депутаты и руководство города не прислушиваются к пожеланию врачей и не дают им выбрать того руководителя, который достойный быть главным врачом.
– Было два голоса за и один голос – против. Четыре человека воздержались. Это посредственность, как говорят, «болото». Если человек пришел, он должен голосовать «за» или «против». Мы повернуты к вам, повернитесь и вы к нам, пациенты страдают! У нас нет врачей! – возмущенно высказалась медик.
Один из депутатов обратился к Людмиле Дзюбенко с предложением назначать Департаменту такую комиссию, чтобы не воздерживалась, а голосовала, иначе медики всегда будут приходить на сессии и выражать свое недовольство.
Секретарь Южноукраинского горсовета Людмила Дзюбенко сообщила, что от коллектива медиков поступило обращение. Своим распоряжением она создана рабочую группу, которая до 11 сентября предоставит результаты.
Своим впечатлением от увиденного и услышанного на конкурсе по выбору главврача поделился депутат горсовета Сергей Горностай.
– После слов Веры Леонидовны, что она сократит количество койко-мест, сократит персонал, а бинт, вату, спирт и моющие будет продолжать брать с больных и начались неудобные для нее вопросы. Спросил, почему наши люди ездят лечиться в Первомайск, в Николаев? Почему высокие цены на операции? Чтобы сделать операцию по-женски, люди едут в Николаев. Лично сам возил такую больную в областную больницу. Там процедура стоит значительно дешевле, – сообщил депутат.
Со стороны медицинской делегации, от хирурга Ирины Миненковой раздался возглас: «О чем Вы говорите, у нас бесплатная медицина!»
– Какая у нас бесплатная медицина? Вы даже об этом нигде никому не говорите! – возмущенно отреагировал на реплику Сергей Горностай.
Ирина Миненкова отрицала, что врачи берут у больных деньги, ведь все операции бесплатные. Поддержать коллегу кинулась Ирина Берикул.
– Уважаемый депутат, Вы хотя бы раз дали врачу деньги? Хотя бы один доктор у Вас требовал денег? – настойчиво интересовалась Берикул.
Прозвучавший с трибуны вопрос только добавил масла в огонь, атмосферу в зале заседаний сложно было назвать дружелюбной. Многим вспомнились ситуации, когда вопросы лечения решались с помощью денег. Один из депутатов рассказал как дочери не удаляли аппендицит до тех пор, пока родители не привезли полторы тысячи гривен.
Кто-то вспомнил, что за устройство на работу молодых специалистов администрация требовала 500 долларов. Приводились и другие примеры, их пришлось выслушивать женщинам медикам, которые в этой ситуации выглядели неубедительно.
– В вашем обращении к областным и депутатам, и депутатам Верховной Рады от нашего округа сказано, вопреки условиям конкурса, произошло вмешательство депутата. Кто вам сказал, что я, как депутат, не имею права присутствовать и задавать вопросы? Любой депутат горсовета может быть на конкурсе! Я же не был в качестве члена комиссии. Меня впустила Филонова и теперь вы просите принять к ней соответствующие меры. Староконь и Ильинский (члены конкурсной комиссии), проголосовали «за». Остальные в Шикерской просто не увидели главного врача! А вы хотите, чтобы была Шикерская?! – возмущался Сергей Горностай.
Евгений Квасневский предложил провести анонимный опрос среди медработников, и понять, кого они хотят видеть в должности главврача.
По его мнению, опрос поможет конкурсной комиссии определиться с выбором и учесть пожелания опрошенных. Следующий конкурс назначен на 19 сентября. Это предложение поддержала секретарь горсовета и депутат Носан.
– Люди боятся идти на эту должность потому, что нет взаимопонимания с властью города, – предположила Ирина Берикул.
– Нет взаимопонимания? Только в мае выделили 18 миллионов на приобретения оборудования! До этого горсовет всегда решал все вопросы: оборудование купили, ремонт в реанимации и в инфекционном отделении и т.д. – парировал Сергей Горностай.
Слова Берикул не оставили равнодушной и секретаря горсовета.
– Все, что зависит от горсовета, мы делаем. Деньги выделяем на все материально-технические нужды и на ваши зарплаты. Никто столько денег не выделяет в округе, сколько наш городской совет. Это я вам говорю, как секретарь! У нас в больнице есть хорошие специалисты. Но у нас нет хорошего руководителя, поэтому так и получилось с конкурсом. Мы столько денег выделяем, так стараемся для вас. Отдачи от руководства мы не видим. Почему один человек участвовал в конкурсе, чего боятся другие? У нас столько молодых хороших врачей! У Самойленко тоже не было образования, но выучился. На сегодняшний день мы не доверяем вашему руководству! Столько денег выделяется вам, я молчу за заработную плату, я молчу за Завалий. Я точно знаю, что там творится! Еще раз обращаюсь к молодым врачам, не бойтесь, приходите, вас отправят на 2-3 месяца на курсы и выучат! Я искала главрача по всей Украине и что услышала? Не ищите в чужом краю! Надо воспитывать своих! А руководство нашей больницы их придерживает, в том числе и отдел кадров. Я присылала двух своих специалистов, это мои дети и что им сказали? 500 баксов! Они развернулись вдвоем и уехали в Одесскую область! – эмоционально высказалась о наболевшем Людмила Дзюбенко.
Речь секретаря горсовета о беспределе в больнице дополнил депутат Сергей Горностай.
– Не знаете, сколько к нам обращается врачей с жалобами на Шикерскую и Ильинского?! А тендерные конкурсы как проходят?! На тендерный комитет приносят три пакета документов, кладут и говорят, что не важно, кто победит: «Свитмед», «Билимед» или «Медтехника» – все наши фирмы, Ильинский ними занимается. Вас сюда выпихнули, извините, как пушечное мясо. Вы хороший врач, я о вас никогда ничего плохого не слышал! Но за Вашей спиной стоит Ильинский, Шикерская, Доценко. Мы обучаем троих студентов за бюджетные деньги, а их не берут, надо 500 долларов заплатить! – возмущенно добавил Сергей Горностай.
На защиту Шикерской поспешила хирург Миненкова. Женщина рассказала, что полтора года была в АТО и, что с удовольствием работала у своего друга в частной клинике в Кропивницком и сейчас ее там ждут, но работает здесь, потому что знает – в больнице кадровый голод. И благодаря авторитету Веры Шикерской, которая просит хирурга не уходить – остается.
– Шикерская всегда работала заместителем, а не руководителем. Никогда она не занималась материальным обеспечением. Может она не знала, как и куда идут деньги? Поэтому вы все напрасно ее обвиняете. Я хирург и у меня в кабинете есть только лидокаин. Нет шприца, ваты, перчаток, гипса тоже нет. Кто-то из вас сказал, что удаление аппендицита стоит 4 тысячи? Так оно и есть! Все нужные лекарства обойдутся в эту сумму, – настаивала Ирина Мининкова.
Эта фраза вновь вызвала возмущение в сессионном зале. Депутаты сказали, что больнице на все нужды выделяются деньги, по 250 тысяч в месяц! Выступающая Ирина Мининкова недоумевала, куда же они деваются? Почему ее кабинет не обеспечен самыми необходимыми медицинскими препаратами?
– Спросите у Шикерской куда деваются миллионы гривен на препараты, она вам расскажет, – сказал Горностай.
Ещё Миненкова предложила изменить условия конкурса на вакантную должность руководителя, ведь никто из медиков не имеет соответствующего образования для управления коллективом больницы, однако такое предложение противоречило Постановлению Кабинета Министров о проведении конкурса.
Людмила Дзюбенко видя, что дискуссия будет длиться бесконечно, все же остановила ее, призвав медиков и Департамент к сотрудничеству. Напомнила, что врачам, желающим поучаствовать в конкурсе, нужно заявить о себе. А недостающее образование им обязательно помогут получить.