Сегодня, 15 июня, в Николаевском областном краеведческом музее состоялась презентация «Храм Весты или Стоунхендж адмирала Грейга?». Краевед Андрей Шинкаренко и его единомышленники представили трехмерную модель легендарной беседки адмирала Алексея Грейга, известной в народе как Храм Весты.
Необычная беседка, фотографий которой сохранилось на удивление мало, располагалась на месте слияния двух рек. На презентации гостям предоставили возможность совершить виртуальный облет вокруг 3D-модели храма и даже дали подержать в руках саму модель. На встрече также обсудили перспективы восстановления уникального сооружения во время реконструкции Флотского бульвара и создания Набережной адмирала Грейга, передает корреспондент ІншеТВ.
Презентация проходила в кругу депутатов городского совета, архитекторов и историков.
– Нам необходимо не только поддерживать то, что у нас потихоньку умирает, но и восстанавливать то, что умерло или находится на грани смерти, – подчеркнул мэр Николаева Александр Сенкевич. – К сожалению, городской бюджет на такие мероприятия деньги не предусматривает. Но мы знаем объекты, которые были реконструированы за счет меценатов. В связи с чем хотел бы напомнить историю Турецкого фонтана, который восстановил директор фирмы “Техстрой 99” Гурген Григорян. Хочу сказать огромное спасибо Андрею Шинкаренко, который, проламывая стены непонимания и бюрократии, добивается того, чтобы Николаев, хотя бы в некоторых точках, восстанавливал свой первозданный вид, – добавил городской голова.
Как рассказал Андрей Шинкаренко, когда много лет назад он и его друзья по проекту «Николаевский базар» начали заниматься вопросом Храма Весты, выяснять, если ли его фотографии и точное месторасположение, оказалось, что снимков беседки существует крайне мало.
– Беседка была построена, по официальной версии, Алексеем Грейгом в честь верности его жены. Но скажу сразу – в это особо не верится. И дело не в верности жены, а в самом адмирале Грейге. Он трепетно относился к финансированию и соблюдению законов. Дом адмиралов Черноморского флота, известный сейчас как музей Судостроения и флота, находился на землях морского ведомства и не был частным домом. Там жили командиры флота, которые служили в Николаеве. Построить что-либо на землях, принадлежащих морскому ведомству, в то время было попросту невозможно, – объяснил он.
Найти храм помогла карта, составленная историком Юрием Крючковым. Он же подсказал и направление поиска, указав в своих работах, что корабли, заходя в Николаевский порт, брали в створ купол Храма Весты и бельведер Дома адмиралов Черноморского флота.
Андрей Шинкаренко посетовал, что в ходе декоммунизации в Николаеве даже улицы не назвали именем адмирала Грейга. И тем не менее, краеведам хотелось бы, чтобы хоть что-то у николаевцев осталась на память о нем.
– Когда-то построили памятник Грейгу, причем на народные деньги, но потом снесли, а имя его вычеркнули из истории. Пользуясь тем, что здесь находятся мэр и депутаты, хотелось бы, чтобы та часть набережной была достроена и получила имя адмирала Грейга. Это было бы правильно, так как вся территория у Ингульского моста и Дикого сада была в общем-то садом адмирала Грейга. В нем располагался стеклянный павильон, где Грейг разводил различные диковинные растения. В саду также были другие павильоны, где он занимался астрономией и навигацией, делал научные открытия. В годы его управления эта территория процветала. До революции 1917 года беседка находилась в нормальном состоянии, за ней следили, скорей всего, она действительно являлась важным навигационным знаком, – отметил Андрей Шинкаренко.
Мэр Николаева пообещал рассмотреть проект по воссозданию Храма Весты, включая цивилизованный подхода к беседке, «без боязни упасть с обрыва». Возможно, проект привяжут к реконструкции Соборной площади. Сам Александр Сенкевич убежден, что реализация этой идеи могла бы стать знаковым достижением его и депутатов городского совета.
Свое мнение о проекте высказали главы фракции горсовета – Игорь Дятлов («Оппозиционный блок») и Сергей Карцев («Наш край»).
– Эмоции меня переполняют. Видно, какая огромная была проделана работа. Учитывая, что закладываются финансовые ресурсы на проект реконструкции Соборной площади, Верхней и Нижней Набережной, хотелось бы в рамках общей концепции увидеть также эту работу ребят. После примера успешного опыта с детским городком «Сказка» я уверен, что у нас все получится, – заявил Игорь Дятлов.
– Я поздравляю авторов, меня убедил этот серьезнейший проект! У нас сегодня заседание фракции. Я с удовольствием буду убеждать коллег поддержать этот проект. Как минимум один голос у вас уже есть, – заверил Сергей Карцев.
После этого Андрей Шинкаренко поднялся на второй этаж музея, чтобы поместить макет Храма Весты в свой «Dream city – Город мечты». К слову, создателем 3D-модели является его сын – Андрей Шинкаренко-младший.
Историческая справка по материалам сайта Фаберова дача:
Храм Весты в Николаеве – название павильона-беседки в Адмиральском саду (Дикий сад). Первоначально деревянная беседка была сооружена на высоком обрыве над берегом Южного Буга в Адмиральском саду – парке, который находился за домом Главного командира Черноморского флота и спускался до самого берега реки. Беседка сооружена согласно пожеланию императора Александра І, который, по преданию, любовался на этом месте окружающим пейзажем и местом слияния рек Ингула и Южного Буга во время своего посещения г. Николаева в мае 1818 г.
В 1827 г. Николаевский и Севастопольский военный губернатор Алексей Самуилович Грейг, которому к этому времени уже исполнилось 52 года, узнав о предстоящем рождении своего первого сына, решил сделать подарок своей 27-летней супруге Юлии Михайловне и соорудить беседку-храм.
По заданию А.С. Грейга, ученик Императорской Академии Художеств Роман Кузьмин (он был направлен на учебу в Академию самим А.С. Грейгом как пансионер Черноморского флота) под руководством архитектора Михайлова разработал проект такого сооружения под названием «Храм Весты».
Веста – древнеримская богиня, покровительница семейного очага и неугасимого жертвенного огня.
Проектируя Храм Весты, молодой архитектор следовал традициям архитектурного классицизма. Образцами, которые оказали на него наибольшее влияние, были руины храма Весты на Бычьем Форуме в Риме, а также шедевр итальянской архитектуры эпохи Ренессанса – Вилла Ротонда архитектора А. Палладио (XVI в.).
Белокаменный павильон-беседка «Храм Весты» сооружен в том же 1827 г. к рождению старшего сына А.С. Грейга – Самуила Алексеевича, который стал достойным сыном своего отца, он дослужился до чина генерал-адъютанта, а затем был назначен министром финансов Российской империи.
Четырехугольный, в плане квадратный павильон сооружен в стиле строгого классицизма. С восточной стороны украшен портиком с четырьмя колоннами коринфского ордера. Невысокое, немного массивное сооружение увенчано небольшим полусферическим куполом. Можно предположить, что в куполе находилась т.н. Эолова арфа – своеобразный музыкальный инструмент, струны которого настроены в унисон, они колеблются и издают звуки под воздействием ветра и движения воздуха, а громкость звука зависит от силы ветра. Инструмент получил название по имени античного бога ветров Эола.
Из «Храма Весты» открывался прекрасный вид на широкую водную гладь Южного Буга и Адмиралтейскую верфь. Сооружение гармонично вписывалось в окружающий пейзаж. Здание беседки хорошо просматривалось и со стороны реки, поэтому использовалось моряками в качестве ориентира при вводе судов в р. Ингул помогая избежать посадки на мель у левого берега Ингула. Этот указатель был внесен в лоции Черного моря. Беседка-павильон на протяжении более 100 лет была одним из наиболее интересных малых архитектурных сооружений в городе.
В 30-40-х гг. ХХ в. здание «Храма Весты» еще сохранялось в полуразрушенном состоянии, впоследствии оно полностью разрушилось и было разобрано. В начале ХХІ в неоднократно поступали предложения о восстановлении беседки, которые, к сожалению, так и не были реализованы.
Ранее сообщалось, что архитекторы и мэр задумались о переносе памятника корабелам Николаева.