«Уважаемый Вячеслав Валентинович!
К Вам обращаются участники хора ветеранов Великой Отечественной войны Областного Дворца культуры. Наш хор на сегодняшний день насчитывает 70 человек, среди которых участники боевых действий ВОВ. Такой хор, как наш, единственный в нашем городе. В репертуаре хора песни об Украине, о городе Николаеве, военно-патриотические и лирические. Бессменный художественный руководитель ГОРБЕНКО ВЛАДИМИР ИЛЛИЧ. Он чудесный руководитель, музыкант, очень много его песен исполняет хор. Наш хор функционирует в ОДК уже около 33 лет. Он постоянно пополняется новыми хористами. Мы выступаем на различных городских праздниках. Жители города очень любят приходить на наши концерты, в зале всегда аншлаг и хотят, чтобы концертов было больше, мы надеемся, что так и будет дальше… Солисты хора тоже очень часто принимают участие в концертах, проводимых на праздниках в городе.
Директор ОДК Мария Николаевна Добкина постоянно поддерживает наш хор, она очень хороший руководитель. Она поддерживает старшее поколение, которые являются активными зрителями во Дворце. Ценит и уважает пенсионеров, всегда относиться с пониманием к нашим проблемам. Наш хор ходатайствует о том, чтобы Добкина М.Н. осталась на должности директора ОДК.
Копии подписей прилагаем».
Это трогательное письмо ветераны- хористы отправили сразу двум адресатам: председателю Николаевского областного совета Виктории Москаленко и исполняющему обязанности главы Николаевской областной администрации Вячеславу Боню.
Послание получилось «трогательным» вовсе не потому, что оно написано с орфографическими ошибками. Пожилые участники хора искренне хотели поддержать своего директора в трудную минуту. Эмоции выплеснулись на бумагу, какая уж тут орфография.
У директора ОДК Марии Николаевны Добкиной, которая проиграла конкурс на свою должность, действительно наступили трудные времена, она нуждается в помощи. Головная боль у женщины появилась на ровном месте.
На ровном месте
28 января 2016 года Верховная Рада приняла Закон Украины за № 955-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающиея контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры».
Этот нормативный акт получился предельно конкретным, не допускающим никаких разночтений. Всё прописано четко: «Органы управления государственных и коммунальных учреждений культуры в течение шести месяцев со дня вступления Закона в силу обязаны разорвать бессрочные трудовые договоры с руководителями государственных и коммунальных учреждений культуры и провести конкурс на замещение должностей руководителей таких учреждений в порядке, предусмотренном этим Законом».
Нормативный акт Верховной Рады не оспаривается. Чиновники щелкнули каблуками и провели конкурсы на должности руководителей «своих» учреждений культуры. Эта отрасль духовной жизни общины в бывшем корабельном крае всегда находилась на периферии интересов местной элиты.
Денег здесь много не вертится, и бюджет ничтожный. При большевиках руководить учреждениями культуры отправляли «сбитых летчиков» – проштрафившихся инспекторов или пенсионеров из номенклатуры.
Конкурсы провели спокойно. В глухих районах области, где конкуренция нулевая, старые директора Домов культуры благополучно «победили» и остались при своих должностях. Неувязка вышла с самым главным учреждением края – областным Дворцом.
В конкурсе на должность руководителя участвовали четыре кандидата, которые представили свои менеджерские проекты. Победил директор городка «Сказка» Юрий Любаров, озвучивший свою программу развития ОДК.
Далее законодательная процедура, согласно статьи 21-5, пункта 15-го Закона Украины «О культуре» должна происходить так: руководитель органа управления (сегодня это и.о. губернатора области Вячеслав Бонь) обязан утвердить победителя конкурса заведующим учреждения культуры не позднее двух месяцев со дня оглашения результатов.
Однако победа в конкурсе нового человека вызвала эмоциональный шок сегодняшнего директора ОДК Марии Добкиной. Нарушился привычный ход вещей, на ровном месте возникла проблема, которую нужно было срочно решать.
Как решать? Ничего нового оперативно придумать не удалось. Пришлось идти проверенным путем: публиковать обращения хора участников войны, городского совета ветеранов и послание коллектива ОДК самому Президенту Украины.
Вячеслав Бонь поморщился от истеричной волны и… пошел на прямое нарушение Закона Украины. Он не подписал приказ о назначении победителя конкурса – Юрия Любарова – руководителем областного Дворца культуры по истечению двухмесячного срока, отведенного Законом.
Вячеслав Валентинович Бонь – опытный человек в политике. Он прекрасно понимает процедуру «пилотного» законотворчества депутатов Верховной Рады и потому спокойно мыслит на уровне условных рефлексов.
На уровне условных рефлексов
За двадцать пять лет независимости Украины депутаты Верховной Рады приняли более 700 законодательных актов, которые имели «пилотную» (испытательную, экспериментальную) природу. Говоря иначе, если действие правового акта себя не оправдает или вызовет массовые социальные протесты, то его можно запросто отменить.
Самые скандальные «пилоты» до сих пор имеют губительные последствия для народа Украины. За примерами далеко ходить не надо. Это знаменитый «пилот» о заместительной терапии, когда депутаты правовым актом разрешили «гуманизировать» лечение наркоманов, зависимых от метадона.
Суть такова: для того, чтобы облегчить «ломку», больному человеку постепенно уменьшали дозу наркотического препарата и постепенно освобождали его от метадоновой зависимости.
Эксперимент с треском провалился, «пилот» закрыли, увеличив в несколько раз количество молодых наркоманов в стране.
Масштабная медицинская реформа также началась с экспериментов. Наша Николаевская область вошла в четверку «пилотных» областей Украины, где медики на собственной шкуре испытали «замысел законодателя».
Из последних нормативных актов в «пилотную» обойму, скорее всего, попадет «закон Савченко», благодаря которому на свободу досрочно вышли сотни рецидивистов, усугубив криминальную обстановку в стране, проект создания электронного согласительного совета в парламенте, который не позволит менять повестку заседаний парламента в угоду проплаченным лоббистам, и некоторые другие законодательные акты.
Депутаты Верховной Рады двадцать пять лет подряд маскировали «временность» принятых законов. Дескать, всё, что вышло из парламента, имеет незыблемую природу – «как на камне выбито».
Сегодня народные избранники совершено не стыдятся своей некомпетентности. С 1 октября 2016 года Кабинет Министров Украины утвердил на три месяца пилотный проект отмены государственного регулирования цен на продукты питания.
Точная выдержка из постановления: «По условиям пилотного проекта, в течение трех месяцев будет проводиться анализ структуры потребительских цен, состав себестоимости, а также динамика цен на отдельные составляющие себестоимости продуктов».
Вот такая вот лабораторная работа будет проводиться правительством в масштабах всей страны. Гражданам Украины придется три месяца быть подопытными крысами.
«Пилотное» законодательство – признак всех молодых демократий. Некомпетентные парламентарии принимают правовые акты и через короткое время их меняют. Меняют отраслевые нормы и даже то, что должно быть незыблемо – статьи Конституции Украины.
Временность сегодняшних законов пагубно отражается на правосознании граждан. Менталитет народа начинает обретать признаки правового инфантилизма и… нигилизма.
Многовековой опыт западных демократий вынуждает юристов шарахаться от «временной» природы законов, как от чумы. Обозначенная временность нормативного акта – потеря лица его инициатора. С таким юристом серьезные клиенты никогда не будут иметь дело.
Здесь показателен пример Великобритании, которая является родиной англо-саксонского прецедентного права. В Англии полно абсурдных правовых норм, которые никто не отменяет до сих пор.
Например, вот такой «веселый» закон: «Беременная женщина имеет полное право справлять свои естественные нужды абсолютно в любом месте Лондона или же использовать для этих целей каску полицейского. Однако женщина обязана предупредить об этом самого полицейского после оправления нужды».
Или такой: « В Сити запрещается провозить в автомобиле трупы людей, живых бешеных собак, посещать трактиры в шотландских килтах и сплевывать на тротуары пережеванный табак».
Таких законов тысячи, и ни у кого в мыслях не возникает «почистить» Свод Законов королевства. Эти законодательные акты сегодня не работают только потому, что «умер» сам предмет правового регулирования.
Англичане трепетно относятся к правовой стабильности. Они понимают, что «незыблемость» законов – это инструмент правового воспитания нации.
В Украине всё до наоборот. «Пилотное» мышление депутатов Верховной Рады транслируется по всей бюрократической вертикали в провинцию.
Исполняющий обязанности главы Николаевской областной администрации Вячеслав Бонь вероятно думает, что нормативный акт о назначении должностных лиц через конкурс – всего-навсего очередной «пилотный» проект законодателей.
К примеру, процедура конкурса на должность руководителей областей Украины детально не прописана, она громоздка, не оперативна и приводит к эпизодическому вакууму власти на местах. Это «сырой», детально не продуманный правовой акт, который обречен на временную «пилотность».
Главный чиновник области не ошибся. Совсем недавно на сайте ВР появилось законодательное предложение отменить конкурсный порядок назначения чиновников исполнительной вертикали как не эффективный.
Вячеславу Боню тоже не нужна головная боль на ровном месте. Ему и так всё понятно. Директрису ОДК «штормит», она не хочет расставаться с маленькой, но хлебной должностью, и потому подняла протестную волну до абсурда.
Здесь стоит задуматься. Губернатору написали «челобитную» хористы-ветераны, участники боевых действий Великой Отечественной войны. Это какой должен быть вокал у пожилых людей, которым, по определению, должно исполниться 93-95 лет?! И вообще, сколько у нас в области осталось РЕАЛЬНЫХ участников боевых действий Второй мировой? Кто-нибудь знает? – Вряд ли.
Впрочем, не это главное. Сегодняшний ОДК прямо скалькирован с булгаковской Зрелищной комиссии, здесь не хватает только своего Коровьева.
Кружки, танцевальные коллективы и театральные студии, которые востребованы зрителями эпизодически в праздничных и отчетных концертах… Это на поверхности для всех.
В реальности – сложившаяся, «неповторимая» экономика Областного Дворца Культуры, которая и мотивирует протесты старого руководства.
Исполняющий обязанности главы Николаевской областной администрации Вячеслав Бонь не торопится исполнять закон, потому что мыслит на уровне условного рефлекса: «не сегодня-завтра отменят всю эту конкурсную ересь и всё устаканится».
Не устаканится. Есть правовые аксиомы, которые не обсуждаются никем. Одна из них – закон обратной силы не имеет. В уголовном кодексе обратная сила закона направлена только в сторону гуманизации.
Излагая нормальным языком, звучит примерно так: если человека посадили на шесть лет за непреднамеренное убийство, и через год вышел закон, что за аналогичное деяние дается максимальный срок 4 года, то виновный будет сидеть не 6 лет, а четыре. Если же законодатели ужесточили санкцию до 8 лет, то приговоренный будет все равно сидеть не восемь, а только свои шесть лет по приговору суда.
В Гражданском и Административном кодексах закон обратной силы вообще не имеет. Если даже отменят конкурсное назначение руководителей государственных и коммунальных учреждений, то всё равно любой суд восстановит победителя конкурса в должности, так как на время его назначения действовал отмененный сегодня закон.
Впрочем, правовая некомпетентность чиновников – это совсем другая тема.
Сергей Гаврилов