У Украины есть запись, которая доказывает: Иран изначально знал, что украинский самолет МАУ сбила ракета и иранской стороне это было известно на момент сбивания.
Об этом президент Владимир Зеленский заявил в интервью телеканалу “1+1”.
Президент в своем интервью прокомментировал запись переговоров диспетчерской аэропорта Тегерана и второго пилота самолета иранской компании “Асеман Эйрлайнз”, обнародованный в эфире “1+1” вечером 2 февраля. На записи человек за штурвалом иранского лайнера видела и пуск ракеты, и взрыв.
“Сейчас у нас есть еще одна запись. Почему я говорю “еще одна”, потому что в Сети появилось видео с неизвестных аккаунтов, на котором видно сбивание чего-то чем-то. Сначала было так. А сейчас наши специалисты получили запись, которую мы еще тогда без доступа к диспетчерской и без “черных ящиков” получили, и которая полностью совпадает с видео, которое было в Сети.
Это запись диспетчерской Тегерана с самолетом Ирана, который шел тогда на посадку. Наш самолет взлетел, а в 6:30 должен на посадку был идти иранский самолет. Он все это видел и экипаж начал разговаривать с диспетчером. Там все слышно – он говорит, что “мне кажется, что летит ракета”, он это говорит и персидском, и на английском языках, там все зафиксировано.
Действительно это доказывает, что иранская сторона знала с самого начала, что наш самолет сбила ракета, это им (Ирану – ред.) было известно уже на момент сбивания. После этого выстрела иранский диспетчер выходит на связь с нашим самолетом очень много раз, но там тишина”, – заявил Зеленский.
Комментируя момент записи, где диспетчер разговаривает с пилотом иранского самолета, пилот спрашивает “С нами все в порядке?” и диспетчер отвечает “С вами все в порядке”, Зеленский отметил: “Может быть версия, что – “Ты не переживай, у вас будет все в порядке”.
“Может быть и другая версия, так как диспетчер очень много раз выходит на связь с нашим самолетом. Я думаю, что он понимал, что был взрыв, но из-за чего, думаю, в то время, он мог не понимать. Может он говорил – “Мы можем садиться”, может говорилось и об этом. Специалисты будут расследовать эту запись шаг за шагом.
Мы с вами понимаем, что изначально версия, которую распространяли иранские СМИ, спецслужбы, иранское министерство обороны, изначально они давили на то, что это может быть техническая ошибка нашего самолета, они изменили курс и пр. Это все слышали. Мы знали, что этого не может быть. Я об этом говорил, может, не так открыто”, – сказал президент Украины.
Зеленский добавил, что украинские специалисты, которые прибыли в Тегеран после катастрофы самолета, никуда не имели доступа.
“Они не могли найти много частей самолета – не было кабины, не было сидений. А по сиденьям в таких случаях часто можно установить, был ли это взрыв, так как частицы, детали от устройства застревают в мягкой обшивке. Это могла быть ракета или что-то могло быть занесено в самолет.
Комиссия нам сказала, что есть проблема с частями самолета. Как я уже говорил, не было кабины, сидений, а также одного крыла. И в той части самолета, где не было крыла, было понятно, что был какой-то взрыв – по цвету той стороны самолета, где не было крыла. Всю эту информацию мы сразу получили от наших экспертов”, – рассказал украинский президент.
По словам Зеленского, на президента Ирана начали “давить”.
“Я лично сделал два звонка. Звонки были с премьер-министром Канады, с Соединенными Штатами – они все звонили в Иран и давили. И передавали нам информацию, которая подтверждала нашу: взрыв был в результате сбивания самолета иранской ракетой.
Также у нас не было доступа к диспетчерской, что очень важно. Затем нам предоставили этот доступ. Наши специалисты потом мне сообщили – ничего нет, никаких записей, абсолютно ничего. Они выходили на связь с самолетом, но ничего. Мы им говорили, что так не может быть, ведь параллельно должны вестись какие-то записи”, – отметил Зеленский.
Глава государства добавил, что украинским специалистам поставили задачу – “найти хоть какие-то записи и параллельно начали давить на Иран, чтобы они отдали нам “черные ящики”.
“Когда мы поняли, что они не хотят передавать нам “черные ящики”, стало понятно, что надо дожать, чтобы они признали сбитие ракетой. И параллельно, когда наша группа уже имела определенные доказательства, затем нашлись сиденья, нашлась кабина, потом нашлось крыло – все нашли. И стало очевидно – был взрыв”, – заявил Зеленский.
Читайте: Рябошапка заявил, что Украина не видит должной реакции Ирана в деле о катастрофе самолета МАУ