Безусловно, главным событием 2019 года для Николаева, как и для всей страны, стали президентские и парламентские выборы. Коррекция всей политической повестки и переформатирование власти от Кабмина до райгосадминистраций, внезапный бюджетный кризис и успехи “партии мира”. О результатах выбора года, в том числе и для николаевцев, ИншеТВ писало уже не раз.
Поэтому сегодня, составляя этот рейтинг событий года, мы постарались сократить количество тех, которые связаны с выборами, и охватить самые разные стороны жизни области.
Зрадоперемога года. Александр-плац
Реконструкция центральной площади вызвала чрезвычайно бурные дебаты в соцсетях и городских медиа. Хоть, по сути, имела гораздо меньшее значения для жизни Николаева, чем, например, реконструкция канализационных коллекторов или теплосетей. Да и денег забрала по сравнению с другими городскими проектами не так уж много. Но именно здесь противники мэра попытались дать бой Сенкевичу.
При этом, в отличие от “маргаринового” скандала, голоса николаевцев разделились почти поровну. Противники возмущались проектом, увеличением цены с 97 до 105 миллионов, обсуждали возражения ГАСКа или ехидно интересовались датой введения в эксплуатацию. Сторонники – постили фотографии центральных площадей в европейских городах и тихо ждали. День города, а затем и новогодняя ночь показали: тысячи николаевцев с удовольствием пользуются возможностями новой гранитной концертной площадки.
Облом года. Страдания по концессии
Николаев пытался использовать шумиху вокруг концессии порта “Ольвия” для того, чтобы получить доступ к богатому пирогу портового бизнеса.
Организаторам движения за передачу городу в собственность порта “Ольвия” нужно отдать должное: они сумели внедрить эту амбициозную идею в сознание широких масс николаевского истеблишмента. По крайней мере, областной и городской советы официально обращались с подобным требованием.
Больше того, им удалось убедить мэра использовать часть тех скромных рычагов городской власти, чтобы заставить двух министров инфраструктуры себя выслушать.
Но увы. То ли азарта не хватило, то ли вес городской власти Николаева действительно слишком ничтожен на этих весах. Но в результате не удалось достичь даже задачи-минимум: выторговать дополнительные плюшки на ремонт городских дорог. Впрочем, концессионный конкурс еще не завершен.
Переполох года. Минеры, объединившие город
Июньский шквал ложных сообщений о минировании буквально взорвал город. Если раньше “телефонные террористы” атаковали в основном органы власти, то в этот раз неизвестные отправляли сообщения с индийских и немецких серверов о тотальном “минировании” всех школ, детсадов, больниц и т.д.
Это был сильный удар по ощущению безопасности в далеком от фронта Николаеве. Более того, преступники объединили в искренней ненависти к себе николаевцев практически всех социальных групп и политических пристрастий.
Хозяин хрустальной башни. Сенкевич.
Александр Сенкевич, похоже, нашел свою формулу стабильности и место в николаевской власти. Освоив болезненные уроки импичмента, мэр больше не конфликтует ни с одним серьезным центром влияния: ни с крупными фракциями горсовета, ни с президентской вертикалью, кто бы ни стоял на киевской вершине.
Более того, демонстративно передав контроль над частью финансовых потоков, Александр Федорович встал в позу наблюдателя за всей этой чехардой с обысками, изъятыми взятками и уголовными делами. Причем, не только тогда, когда речь идет о сферах “Оппоблока”, но и когда под ударом, как с маргариновым скандалом, оказываются “его” люди.
При всем этом в городе реализуются крупные проекты (лизинговые автобусы, реконструкция водоканала, работы облтеплоэнерго, дюкер в Варваровку, строительство и реконструкция коммунальных объектов), которые пытаются обозначить как победы Сенкевича.
Но одержать победу, замкнувшись в хрустальной башне, – задача нетривиальная.
Третий блок. Инвестиция года
Модернизация третьего блока Южно-Украинской АЭС смело можно назвать самой серьезной по последствиям инвестицией на Николаевщине этого года.
Приход корейцев в морпорт и запуск терминала “Евровнешторга” в “Ольвии” – все же имеют региональное значение.
А вот продление на 10 лет срока работы третьего блока, и, главное, переход его на промышленную эксплуатацию американских урановых сборок – это событие национального масштаба.
К тому же атомщики сумели провести все общественные слушания без серьезных проблем с защитниками экологии, что много говорит о состоянии традиционных “зеленых” в Украине.
Новоселы года. Слоны и жирафы
Приезд в Николаевский зоопарк из Чехии изысканной двойки жирафов Нуру и Логана, а затем “венгерских” слонов Динкары и Шанти – возможно, одна из самых позитивных новостей года для множества горожан.
Отметим,что этим Николаевский зоопарк и его директор Владимир Топчий не только укрепили свой статус (и в городе, и в Украине, и за ее пределами). Зоопарк получил очень зрелищных обитателей, которые привлекут еще больше посетителей (и средств за подорожавшие билеты). Кроме того, что немаловажно для Топчего и Сенкевича, депутаты и общественность убедились в оправданности вложений в пустые жирафник и слоновник.
Нам остается надеяться, что новоселов ждет долгая жизнь и приезд подруг.
Тендер года. Миллиард в бетон
Самым крупным и, пожалуй, самым скандальным тендером в 2019-м стал заказ на капремонт 37 км трассы Н-14. За возможность закатать в бетон чуть больше миллиарда гривен шла борьба целый год, и договор был заключен только в декабре.
Здесь встретились крупнейшие игроки дорожного рынка Украины, но основная борьба развернулась между одесситами, давно оседлавшими ремонт дорог на Николаевщине: близким к Труханову “Ростдорстроем” и группой скандально известного Араика Амирханяна. После длительной блокады тендера жалобами в АМК и судебных разбирательств, миллиард достался “Ростдорстрою”.
Одним из побочных результатов стало уголовное дело и отставка начальника Службы автодорог Николаевской области Андрея Максименко.
Очередь года. Коммунальщик – друг человека
Честно говоря, автор этих строк так и не понял, из каких детских комплексов произрастает любовь к строительству очередей у наших современников. Например, у людей, прописывавших правила разделения облэнерго. Или это была еще одна акция по развенчанию советского прошлого?
Да, николаевцев любят держать в очередях в ЦНАПе и водоканале, в последнем еще и любят подразнить ожидающих видом недоступных диванов.
Но толпы под офисом Николаевской электроснабжающей компании, в которых две недели стояли, ругались и падали в обморок тысячи горожан, превзошли все и заставили вспомнить казалось бы ушедшую “эпоху очередей”.
Сделать свое кресло чужим знаменем. Москаленко
Виктория Москаленко, председатель Николаевского областного совета, второй раз стала фокусом противостояния пришлого губернатора и местной знати. Но если с Алексеем Савченко она довольно быстро нашла общий язык, пусть и за счет интересов предыдущих покровителей, то с Александром Стадником дама сошлась, что называется, кость в кость.
За спиной у Александра Стадника – Офис президента, где помнят слова Москаленко о “Зеленском-малоросе”. За спиной у Москаленко – николаевский латифундист Юрий Кормышкин, который использует сложившуюся в облсовете патовую ситуацию в собственных интересах.
Нужно отдать должное Виктории Викторовне: при столь слабом раскладе она сумела превратить карьерный конфликт в политическую драму, стойко переносит визиты следователей ГБР и раз за разом доводит ситуацию до кризиса, уверенно осваивая роль “последнего бпп-скаута” и собирая на свою сторону противников Зеленского.
Зеленоглазый союз. Таксисты
За многочисленными сообщениями о массовых драках с участием таксистов, длительном противостоянии водителей “Уклона” и 944, декабрьской демонстрации силы после гибели в ДТП их коллеги, можно было пропустить главное: в Николаеве появился первый реальный профессиональный союз. И отсутствие официального статуса в этот раз только увеличивает “вес” нового явления.
Тем, кто указывает на недостаток законопослушности или очевидные корыстные интересы некоторых акций, посоветовал бы почитать историю появления (да и сегодняшние реалии) наиболее боеспособных американских профсоюзов дальнобойщиков и докеров.
Катастрофа года. Самое жуткое ДТП
К сожалению, год был богат на ДТП, в том числе и со смертельным исходом. Но самая жуткая авария на Николаевщине произошла в первый день 2019 года.
Восемь погибших, в том числе трое детей, стали результатом столкновения двух иномарок на выезде из Казанки на трассе Н-11.
Провокация года. Культурный прорыв
“Синяя рука” на “8 причале” и эротические фотографии Славы Поседай в музее Верещагина, – это только часть той волны современного провокационного искусства, которая ворвалась в 2019 году в Николаев.
С учетом того резонанса в соцсетях, который вызвали “кукольные” инсталляции на стене “завода коммунаровцев”, наш пролетарский город ждет еще немало эстетических потрясений.
Летающее змейство. Кайт-фестиваль
Майский фестиваль воздушных змеев в третий раз собрал десятки тысяч зрителей на пастбище в Трихатах. Безусловно, на Николаевщине нет другого зрелища, которое бы собирало сравнимое количество николаевцев и гостей из других регионов.
Ни жара, ни заоблачные цены на любые услуги от парковки до питьевой воды, ни плохие дороги не испортили впечатления большинству зрителей.
На удивление, в местной ОТГ пока говорят, что не сумели монетизировать приезд 50 тысяч гостей, а областные власти не торопятся поддержать самое популярное туристическое мероприятие на своей территории.
***
Возможно (и скорее всего), о главных действующих лицах этого обзора в итогах следующего года уже и не вспомнят. А какие-то из новостей станут повседневной обыденностью. Пройдет год – увидим.
Андрей Попов