Site icon inshe.tv

То, что мы видим, не является таковым на самом деле. Первые шаги команды Ze

То, что мы видим, не является таковым на самом деле. Первые шаги команды Ze 1

Мне нравится наблюдать, как мои соперники вынуждены делать то, что мне нужно, – сказал один молодой гроссмейстер, но эта его мотивация игры касается не только шахмат.  По классическому определению, власть – это любая возможность, на чем бы она ни основывалась, реализовывать собственную волю даже вопреки противодействию.

 У Зеленского по этой формуле есть все – он неустанно дает понять, что его воля – таки его и только его, разные возможности тоже пока в наличии и уж сколько угодно противодействия.

Еще до второго тура нынешний президент не скрывал, что хочет, чтобы на парламентских выборах партия Слуга народа набрала большинство. «Вот этого мы и боимся», – сказали ему тогда журналисты, – «Потому что это – узурпация власти, мы такое уже видели». «Такого, как я, вы не видели», – ответил им Зеленский.  

Стоит ли сомневаться в том, что с тех пор стремление занять большинство мест в парламенте у Зеленского только окрепло? Стремительные выборы ему на руку – виртуальную партию сделать осязаемой и такой, как было заявлено (с тройными проверками каждого члена, фильтрами, праймериз, личными собеседованиями) не удастся и до осени, а на хапок может и получиться. Через неделю должны быть заявлены и зарегистрированы в ЦИК  списки, утвержденные съездом, до 20 июня, за месяц до выборов, кандидатуры мажоритарщиков от партии.  

Допустим, журналисты и конкуренты за месяц-полтора найдут в списках Слуги народа недостойных и предъявят обоснованные претензии партийным кандидатам-мажоритарщикам. Времени донести эту общественно- и государственноважную информацию до избирателей у них не будет. Конкуренты Слуги народа тоже не смогут этого сделать – их влияние на электорат слишком сигментарно.

Зато у Зеленского с его охренительным пока рейтингом есть все возможности одним-двумя видеообращениями закрепить в сознании избирателей посыл: «Чтобы я был эффективным, мне нужна эффективная ВР. Я не хочу торговаться со старым политклассом и не буду. Давайте их сделаем. Вместе. Проголосуем за Слугу народа, развяжем мне руки, примем нужные стране законы, чтобы нардепы действительно служили народу, а не своим хозяевам-олигархам».

В общем, больше особо и делать ничего не надо. Несколько роликов на ТВ, та же кампания в соцсетях, никакой конкретики.

Одно плохо: после инаугурации Зеленскому пришлось несколько рассекретить свои официальные стратегические намерения, как то «ЕС – да, РФ – агрессор и санкции». Естественно, в некоторых, ориентированных на ОппоБлок (обобщающее понятие приверженцев бывших «регионалов») кругах это вызвало определенное разочарование. Предвыборное молчание Зеленского позволило любому и каждому дорисовать его образ по своему уму и подобию, поэтому в его 73% – и те, и эти.

Но на парламентской гонке все меняется. Оживший ОппоБлок – это явная угроза Слуге народа в части электората, романтически настроенного на связи с РФ, не будем вдаваться в исходники этого романтизма. Медведчук-Бойко – Ахметов-Новинский будут выгрызать своего избирателя из «лап» Зеленского любыми методами. И конечно, попытаются «опустить» преЗЕдента на его последних заявлениях.

И тут вдруг – бац! Совладелец “Квартала 95” Борис Шефир, соавтор предвыборной программы президента Украины Владимира Зеленского в интервью Детектор-медиа заявил, что считает: предыдущая власть была заинтересована в войне, с президентом РФ можно договориться, он не маньяк, а умный человек, которому не нравится стрелять в людей, квоты на ТВ надо менять, а закон о языке отменить. В общем, одним махом разбередил все болезненные и маркерные для украинского общества болевые точки.  

Скандал разгорелся неимоверный. Парубий кричал, что земля будет гореть у них под ногами (это из-за закона о языке), в БПП и НФ восторженно топали ногами, приговаривая «а мы предупреждали», даже экс-президент Порошенко прокомментировал это интервью – вчерашний президент Украины комментировал интервью сценариста «Квартала» и брата помощника Зеленского…

Конечно, в АП президента тут же открестились от этого интервью: Борис Шифер лицо неофициальное, и его мнение не совпадает с мнением АП, то есть Зеленского.

«Русскоязычным патриотам» этого хватило: мало ли кто там чего скажет, все теперь валить на Зеленского? Он же молодец – «врезал» по Путину, поедет в Брюссель, во Францию и Германию, и сам Трамп его пригласил. Не может же он отвечать за всякого и каждого.

Романтики «Русского мира» восприняли это интервью совсем иначе: человек из самого близкого круга Зеленского нехотя(!) выдал «сермяжную правду» – друзьям же не врут.  Он сказал о том, чего действительно хочет Зеленский.  АП пусть говорит все, что ей положено, мы же понимаем, что иначе сейчас нельзя, но истинные цели Зеленского как раз и озвучил его лучший друг, пусть и без должностей…

Эффект разорвавшейся бомбы от этого интервью до сих пор накрывает взрывными волнами современный украинский истеблишмент. Осколки «снарядов», с вдохновением разносимые всеми силами вплоть до бывшего президента, укрепляют на юго-востоке электоральные позиции Зеленского, который продолжает пользоваться привычными для него инструментами, неизвестными и непонятными нынешним украинским политикам.

Вообще-то все происходящее свидетельствует о том, что вся классическая украинская политика – это слепоглухонемой капитан дальнего плавания. Как могли именитые и не очень украинские политики даже предположить, что близкий друг Зеленского, брат его официального помощника, многолетний сценарист «Квартала» и других сопредельных проектов мог «звездануть» такую хрень в эфир без санкции «от друга и брата»? Прекрасно понимая, как его слово отзовется, что и произошло?

Что такое сценарист «Квартала»? Это человек, который придумывает, модерирует и прописывает сценки реприз, в которых Зеленский был не только примитивным и вульгарным собирательным образом мужа-зятя, мечтающего избавиться от надоедливой тещи, но и выходил на сцену в «шкуре» реальных украинских политиков. Но в искусственно моделированных ситуациях.  

Искусственно моделированных. Перенести эту практику с теоретической базы на практическую  – пара пустяков. И вы поверите, что такой близкий Зеленскому человек с огромным творческим опытом сценических манипуляций запустил это интервью по недоумию и без согласований?

Уверена, что нет. Он просто использовал сценарные инструменты «Квартала» и инсталировал их в реальную жизнь.

Для нас и для политиков до Зеленского публичная сцена – это все то, что мы наблюдали до сих пор. Да, партийное закулисье иногда взрывало устоявшиеся шаблоны, но по сути ничего не меняло. У команды Ze совсем другое к этому отношение – на сцене и за кулисами технологии, процессы и герои разные. Многолетняя практика создания рейтингового сатирического политического шоу позволила главным действующим лицам не только обкатать и отыграть определенные роли, но и выработать и принять как незыблемые правила, по которым сцена – это и есть реальная жизнь. А все, что за кулисами, – не нужные широкой общественности детали, задний двор, черновики, обсуждения и творческий мусор. Или неиспользованные заготовки, которые были неуместны вчера, но могут быть востребованы завтра – когда зал будет готов к правильному восприятию.    

 Сегодня мы имеем дело с новой политической реальностью и с новыми инструментами этой реальности. Творческая провокация, творческая манипуляция, создание виртуальной реальности на основе реальной – все это происходит у нас на глазах. Зачем? Для реализации поставленных задач и целей.

Власть и влияние – это не одно и то же, но это родственные предметы. Вчера СМИ разносили на цитаты интервью Коломойского, у которого нет власти, но есть влияние. Сегодня его затмил Борис Шефир – просто друг и сценарист, но, судя по реакции вчерашних сильных мира сего, уже влиятельное лицо.  

  Старые украинские политики пока не видят и не понимают, что произошло и происходит. Вилка и китайские палочки –  разные инструменты. Но они могут быть одинаково эффективными. Или не одинаково, но это будет зависеть от навыков и желания модератора.

 Но можно есть руками – и не только курицу и плов. Сегодня правила и рамки устанавливает тот, кто их устанавливает. Другие только спорят о возможности применения новых правил и инструментов.

 Нам всем придется хотя бы попытаться в этом разобраться. Если мы хотим знать, кто и как дергает нас за ниточки.

О кандидатах от Слуги народа и других партий на парламентских выборах –  скоро.

Оксана Тихончук.

Exit mobile version