Во вторник, 16 января, Верховная Рада приступила к рассмотрению во втором чтении президентского законопроекта о реинтеграции Донбасса. Отклонив большинство депутатских поправок, парламент отложил рассмотрение важнейшего документа до 18 января. Однако еще в понедельник было понятно, что процесс принятия законопроекта будет сопровождаться серьезными проблемами и чревато конфликтом, как внутри государства, так и за его пределами.
Законопроект Петра Порошенко «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» парламент принял в первом чтении еще 6 октября, предварительно убрав из документа ст. 7 с упоминанием Минских соглашений. В процессе подготовки ко второму чтению, в законопроект были внесены 673 депутатские поправки, утвержденные профильным комитетом ВР по вопросам национальной безопасности и обороны. Это превращало документ в совершенно другой законопроект, сообщает Слово и Дело.
Одним из важных изменений, по сравнению с первоначальной редакцией, как сообщил член комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Тарас Пастух, стало появление в законопроекте ст. 10. По словам Пастуха, она появилась уже после обработки законопроекта в Комитете. Она предоставляет беспрецедентные полномочия силовикам. «Безо всякого решения суда, полицейский, военнослужащий или даже гражданский человек, приобщенный к центрам управления, может обыскивать и задерживать вас; беспрепятственно обыскивать ваш автомобиль, квартиру, предприятие, даже если оно расположено в 50 или 70 километрах от линии соприкосновения», – пояснил Пастух.
Также законопроект о реинтеграции Донбасса предполагает уголовную ответственность для лиц, которые принимают участие в вооруженной агрессии или привлечены к оккупационной администрации РФ. Это положение, к слову, входит в прямое противоречие с п.5 Минских соглашений, который, наоборот, предусматривает амнистию для участников событий в ОРДЛО.
Помимо этого, СБУ получает право на всей территории Украины прослушивать переговоры, проверять электронную почту и просматривать профили граждан в социальных сетях. Также законопроект называет Россию агрессором, а «органы власти» так называемых «ЛНР» и «ДНР» – оккупационными администрациями. На РФ возлагается ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный гражданам Украины, а все имущество, оставшееся на оккупированной территории, Украина признает своим.
Подробнее – на инфографике.
Но уже накануне рассмотрения законопроекта во втором чтении, стало понятно, что в сессионном зале могут возникнуть проблемы. В частности, член фракции «Блока Петра Порошенко» и комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Ирина Фриз, призвала парламентские фракции поддержать документ во втором чтении, но в редакции, максимально приближенной к президентскому варианту. «Когда 50% документа переписано, то это другой закон и другая ответственность», – уточнила Фриз.
Такая позиция удивила, другого члена комитета, представителя «Народного фронта» Дмитрия Тымчука. По его словам, представители БПП в комитете были осведомлены о характере поправок и голосовали за них (Фриз, в свою очередь, подчеркнула, что не входила в число голосовавших). Впрочем, уже из этих комментариев было понятно, что согласия, относительно окончательного содержания документа нет даже среди участников парламентской коалиции, в которую входят БПП и НФ.
В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении, парламент последовательно отклонял все предложенные поправки. «Под нож» пошла даже поправка о признании «ДНР» и «ЛНР» террористическими организациями. Остановившись на поправке №481, парламент отложил дальнейшее рассмотрение законопроекта о реинтеграции Донбасса на 18 января…
При этом уже сейчас понятно, что если документ будет принят, то именно в той редакции, которая будет максимально приближена к президентскому варианту. Открытым остается вопрос: вызовет ли это взрыв в самой коалиции, поскольку, как ранее сообщил Дмитрий Тымчук, «Народный фронт» ни в коем случае не поддержит законопроект, если в нем прямо или косвенно будут упоминаться Минские соглашения. Между тем, на их реализации настаивают международные партнеры Украины. В частности, посол США в Украине Мила Йованович, в интервью РБК особо подчеркнула, что законопроект о реинтеграции Донбасса должен «оставлять открытым путь к имплементации Минских договоренностей».
Напомним, что модальность выполнения этих соглашений устраивает Россию, но не устраивает Украину, поскольку, помимо амнистии боевикам, предполагает проведение местных выборов в ОРДЛО до взятия под контроль государственной границы в Донецкой и Луганской области. В перспективе такой сценарий предполагает появление вчерашних боевиков уже в Верховной Раде. Это позволит России через своих марионеток прямо влиять на принятие важных государственных решений в нашей стране.
Как уже сообщало «Слово и Дело», первоначальный текст документа родился после консультаций со странами-участниками Нормандского формата (Германия, Россия, Украина и Франция), а также с представителями США. При этом именно участники Нормандского формата, в феврале 2015 года, согласовали текст Минских соглашений и тоже настаивают на их выполнении. Да и сам Петр Порошенко внес свой законопроект, как неотложный, поэтому провал в его рассмотрении крайне нежелателен.
Это означает, что способность главы государства«усидеть на всех стульях» становится главной интригой принятия законопроекта. Президенту необходимо обеспечить его принятие, не поссорившись при этом с партнерами по коалиции. Одновременно нужно соблюсти государственные интересы, не поругаться с международными партнерами, помощь которых чрезвычайно важна для Украины, и не вызвать протесты в обществе, где могут решить, что Порошенко решил следовать в фарватере Кремля.
Напомним: Реинтеграция Донбасса и Антикоррупционный суд – чем будет заниматься Рада после каникул