Установка окон в школах и индивидуальных газовых счетчиков в квартирах, приобретение школьной мебели – все это народные депутаты от Николаевщины делают для округов, не забывая при этом похвастаться, как были «выбиты» средства на эти инициативы.
Однако должен законодатель решать бытовые проблемы вместо органов местной власти, и каким образом средства попадают на округ? В этом пытались разобраться общественные консультанты Гражданской сети ОПОРА в Николаевской области.
В соответствии со ст. 28 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год», Государственный бюджет предусматривает распределение субвенций местным бюджетам на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины средства могут выделяться на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов инфраструктуры коммунальной собственности, на осуществление экологических и природоохранных мероприятий, осуществление мероприятий, связанных с отселением граждан из жилых домов, находящихся в аварийном состоянии, проведение работ по газификации, реализацию проектов по энергоэффективности и энергосбережению и др.
Но в постановлении четко не указано, каким образом выбираются объекты для выделения субвенций. И хотя в Законе «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» Министерство финансов Украины для подготовки предложений по распределению такой субвенции должно образовывать комиссию, в состав которой входят члены Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, именно депутаты имеют прямое или косвенное отношение к соответствующему распределению, особенно избранные по мажоритарной составляющей. Вместе с тем, по крайней мере на бумаге, соответствующая комиссия существует, ведь некоторые депутаты пишут обращения на распределение субвенций именно на председателя комиссии.
Распределение субвенций для Николаевщины в 2016 году
Так, в 2016 году Николаевская область получила 71 млн. 994 тыс.грн. субвенций на социально-экономическое развитие.
Из них больше всего ушло на 130 округ Андрея Вадатурского – 18 млн. 396 тыс. гривен. Накануне выделения средств нардеп написал депутатское обращение на имя министра финансов с просьбой предусмотреть в субвенции на социально-экономическое развитие средства на замену окон с энергосберегающим стеклом в учебных заведениях в пределах 130 округа. И, как показывает постановление КМУ № 395 от 24 июня 2016 года, государство таки выделило средства на соответствующие работы.
Меньше всего средств «зашло» в 129 округ – 0 гривен, хотя нардеп 129-го округа Александр Жолобецкий в 2016 году заявлял об удачной защите многих проектов для своего округа и области, но немного в другом направлении – финансирование из государственного фонда регионального развития.
127-й округ (депутат Борис Козырь) получил 12 млн. гривен, 128-й округ (депутат Артем Ильюк) – 11 млн. 197 тыс. гривен, 131-й округ (депутат Александр Ливик) – 15,5 млн. гривен и 132-й округ (Аркадий Корнацкий) – 14,9 млн. гривен.
Что получит Николаевщина в 2017-м?
В 2017 году Кабинет Министров Украины утвердил распределение субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию. По состоянию на 30 сентября уже есть четыре соответствующих распоряжение (от 11.05.2017 № 310, от 12.07.2017 № 463, от 19.07.2017 №484 и от 27.09.2017 № № 689-р). Следует отметить, что распоряжение могут до конца года еще вноситься изменения. Как можно увидеть по 2016 году, изменения вносились даже в декабре. Проанализировав приложения этих распоряжений с самыми последними изменениями от 30 августа 2017 года, можно предположить, что Николаевская область получит уже на 42 миллиона больше, чем в 2016 году, а именно 1 млрд. 14 млн. 91 тыс. грн.
Так, народный депутат, избранный по 128 округу, Артем Ильюк распространяет информацию, что он направил обращение в Кабинет Министров о выделении субвенций для установления индивидуальных газовых счетчиков для жителей своего округа. И именно в первом распоряжении № 310 было выделено около 3 миллионов гривен на установку счетчиков для жителей Ингульского и Корабельного районов города, а уже по распоряжению № 463 было выделено еще около 7 млн. грн – «субвенции Ильюк», как назвали это в СМИ. В общем 128-й округ, в соответствии со всеми распоряжениями, получит 20 млн. 93 тыс. гривен, что практически на 9 млн.грн. больше, чем в 2016 году.
В свою очередь, 132-й округ нардепа Аркадия Корнацкого получит наибольшую сумму в области – 25 млн. 48 тыс. гривен, и, по словам его помощницы, депутат течение мая активно ездил по районам для обсуждения путей выполнения государственной субвенции.
Немного увеличилась сумма субвенций на 130 округ Андрея Вадатурского – 24 млн. 616 тыс. гривен. И здесь нардеп, кроме подготовки обращений в Кабмин о выделении средств, контролирует процесс освоения средств соответствующими профинансированными объектами. Как показывает встреча нардепа с руководством Новобугского района 14 сентября 2017 г., быстрое и прозрачное использование государственных средств является залогом для следующих субвенций.
Меньше всего «зашло» на 131-й округ – 10,8 млн. гривен, а вот на 129-й округ выделили уже не 0 гривен, как в 2016 году, а 13 млн. 832 тыс.грн. Народный депутат по 129 округу Александр Жолобецкий также не исключает свою роль в данном разделе. На 127-й округ нардепа Бориса Козыря также увеличена субвенция практически на 8 млн.грн. по сравнению с 2016 годом и составляет 19,7 млн. грн.
Что думают депутаты о выделении субвенций на их округа?
В этом году, как и в прошлом, вопрос о прозрачности механизма предоставления субвенций из государственного бюджета на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий до сих пор остается неурегулированным. Несмотря на то, что в целом сумма субвенций увеличилась в 2017 году на Николаевскую область, достоверно не известно, каким образом распределяются данные средства. Нет четкого механизма распределения, что создает риски ручного распределения средств, а также коррупционные риски. Возникает вопрос, действительно ли часть депутатов имеет хорошие отношения в провластных кабинетах и таким образом лоббирует интересы избирателей своего округа? В таком случае социально-экономическое развитие региона зависит только от личных качеств народного депутата и его отношений с органами государственной власти. И если обращение депутата не принимают во внимание, то можно сказать, что этот депутат плохой или неэффективен? Вряд ли, ведь в Законе «О статусе народного депутата» не предусмотрена соответствующая деятельность и определено, что в первую очередь народный депутат – это законодатель.
Свое мнение по этому поводу высказал народный депутат Александр Ливик: «Не функция депутата заниматься хозяйственной деятельностью или добиваться выделения средств, главная функция депутата – законодательная».
Народный депутат не скрывает, что он пользуется правом на депутатское обращение по поводу распределения средств, но в то же время отмечает: если депутат и должен заниматься соответствующей деятельностью, то это должно быть максимально прозрачно и законодательно урегулировано. Также народный депутат отметил, что процедура распределения средств на социально-экономическое развитие территорий менее прозрачна и понятна, чем финансирование объектов через Государственный фонд регионального развития. О работе комиссии, которая занимается внесением предложений для распределения субвенций, депутат ничего не слышал, но, по его словам, с радостью бы принял участие в работе соответствующей комиссии.
За системность процедур выступил и народный депутат Александр Жолобецкий: «Что касается субвенций из государственного бюджета на развитие региона, то, по моему мнению, они должны распределятся, исходя из государственной стратегии развития, в которой учитывается специфика каждого региона. У кого в приоритете сельское хозяйство, у кого – тяжелая промышленность и так далее. Плюс, конечно же, социальное развитие, социальные объекты – это должно быть на первом месте у всех. Вот, например, если у нас стратегия развития Юга Украины как транзитного, портового региона, то и приоритеты должны расставляться, исходя из нашей специфики. То же и с другими областями. Тогда будет все правильно, гармонично и справедливо. Каждый из народных депутатов пытается, как говорится, “привести субвенцию” в свой регион и, естественно, каждому из нас хочется, чтобы именно на наш регион выделялось больше средств. А при системном распределении субвенций, исходя из стратегии развития регионов, эти средства будут распределяться более качественно, именно туда, где есть наибольшая необходимость. И, соответственно, тратиться они будут с большей эффективностью, и результаты работы станут еще более заметными и значимыми».
Андрей Вадатурский отметил, что особо не задумывался над процедурами выделения средств на социально-экономическое развитие: «До этого я даже не задумывался над вопросом, что кому-то на округ выделяется больше денег, а кому-то меньше. Я ни с кем не соревнуюсь, ведь одно дело делаем. Но я постоянно работаю в округе, разрабатываем проекты, собираем подписи… И уже в КМУ я борюсь за выделение средств на каждый из этих проектов, довожу их важность. Кто проявляет инициативу и хочет помочь, тому также всегда помогают».
Таким образом, депутаты косвенно подтвердили отсутствие четких правил распределения государственных субвенций, но в то же время не скрывают свое стремление помочь выгодному распределению для Николаевщины. С одной стороны, это должно радовать избирателя, с другой – не воспитывает ли это у избирателя восприятие народного депутата как человека, который решает исключительно местные и бытовые проблемы, а также финансовые, тем самым сознательно искажая полномочия, которыми наделяет его Закон «О статусе народного депутата». Процедура распределения должно быть четко отображена в законодательных актах, чтобы избежать спекуляций на эту тему и создать условия для равномерного социально-экономического развития всех регионов страны.
Легитимизация распределения субвенций
В сентябре Кабинет Министров Украины издал распоряжение от 27.09.2017 № 727 об изменениях, которым право представления предложений по распределению субвенций возлагается на народных депутатов и областные администрации.
«Для подготовки в 2017 году предложений по распределению субвенции (включая предложения по объектам и мероприятиям, которые могут обеспечиваться за счет субвенции) Минфин создает комиссию (далее – комиссия), в состав которой входят члены Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета по решению указанного Комитета (численностью не менее 50 процентов состава такой комиссии), а также представители Минфина. Комиссия принимает решение о включении предложений, поданных народными депутатами Украины, областными и Киевской городской администрациями Минфина, к проекту акта Кабинета Министров Украины относительно: распределения субвенции между местными бюджетами; распределения субвенции между местными бюджетами по объектам (мерами). Минфин на основании решения комиссии вносит в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Украины соответствующий проект акта о распределении субвенции между местными бюджетами», – говорится в документе.
Таким образом, только в конце сентября Кабмин решил легитимизировать соответствующие процедуры. И, возможно, не всех удовлетворит процедура распределения таким образом, но в любом случае соответствующая комиссия должна работать прозрачно, объективно и открыто для обеспечения эффективного использования государственных средств.
Как сообщало «Інше ТВ», Как голосовали николаевские народные депутаты за второй закон про медреформу