В белорусскую редакцию международного сообщества InformNapalm поступила информация о том, что сотрудники расформированного спецподразделения МВД Украины “Беркут”, причастные к противоправным действиям по отношению к участникам Революции Достоинства, скрываются не только в Российской Федерации и в оккупированном Крыму, но и на территории Беларуси. InformNapalm удалось найти подтверждения этой резонансной информации.
Установлено, что белорусские власти, подобно российским коллегам, не только предоставляют убежище экс-бойцам “Беркута”, но и охотно принимают их на работу в систему правоохранительных органов государства. Как показали недавние события, приобретенный беглыми украинскими силовиками опыт силового подавления мирных протестных акций с превышением служебных полномочий весьма ценен как для России, так и для Беларуси.
В новом OSINT-расследовании InformNapalm мы представляем информацию о бывших сотрудниках николаевского подразделения “Беркут”, участвовавших в столкновениях на Майдане в 2013–2014 годах и, после победы проевропейских и демократических сил, бежавших в Беларусь. Для автора расследования, непосредственного участника Революции Достоинства, раскрытие имен этих “беженцев” – дело чести, а также дань уважения ко всем погибшим в результате противоправных действий со стороны силовиков.
Первый фигурант этого расследования – боец “Беркута” Николай Стогорняк. О нем собрано максимальное количество доступной в открытых источниках информации.
Николай Сергеевич Стогорняк, родился 19.09.1988 в с. Степкивка Первомайского района Николаевской области, УССР. Проживал в г. Первомайске Николаевской области. После прохождения срочной военной службы был принят в роту милиции особого назначения “Беркут” при УМВД Украины в Николаевской области.
Несмотря на весьма осторожное поведение фигуранта в соцсетях и удаление предыдущего аккаунта, в котором было отражено его участие в паблике «ПМОП Беркут», а также удаление им всех личных фотографий, благодаря родственникам Николая и бывшим сослуживцам собрано достаточно данных для его идентификации.
Так, в профиле его сестры обнаружено фото Стогорняка вместе с матерью, приехавшей к сыну в Минск после продолжительной разлуки в ноябре 2016 года. Фотография сделана на обзорной площадке Национальной библиотеки Беларуси.
Ниже – одно из удаленных Стогорняком фото, на котором он запечатлен на фоне беларуского архитектурного чуда в стиле хай-тек – здания футбольного стадиона «Борисов-Арена».
Во время поиска и сбора фактологического материала, подтверждающего, что Николай Стогорняк был действующим сотрудником спецподразделения «Беркут», было выявлено групповое фото, запечатлевшее его вместе с сослуживцами предположительно в г. Первомайске Николаевской области. На фото Стогорняк, как и остальные бойцы подразделения, в фирменном «беркутовском» обмундировании, а его погоны говорят о сержантском звании.
Что касается подтверждения службы Стогорняка в правоохранительных органах Беларуси, то фигурант этого расследования уже успел поучаствовать в насильственных задержаниях и судебных расправах над общественными активистами Беларуси. Так, Николай Стогорняк 13 марта 2017 года был свидетелем на судебном процессе по делу общественного активиста и анархиста Вячеслава Косинерова, обвиняемого в участии в «Марше недармоедов» в Минске 17 февраля 2017 года. Стогорняк на суде открыто лжесвидетельствовал о том, что смог в темноте опознать Косинерова по глазам среди остальных двух тысяч участников акции протеста, при этом затруднялся назвать точное имя и фамилию обвиняемого. Несмотря на очевидную сфабрикованность дела, Косинеров был приговорен к 15 суткам ареста. В качестве документального подтверждения службы бывшего бойца “Беркута” Николая Стогорняка в милиции Беларуси приводим фрагменты фотокопии постановления по делу об административном правонарушении №1009/17 от 13.03.2017.
Несколькими днями позже, 16 марта 2017 года, Н. Стогорняк свидетельствовал как сотрудник ОМОН на процессе по делу Дмитрия Митрашевского, которого он задержал днем ранее после разрешенного властями очередного «Марша нетунеядцев». Впоследствии Митрашевский был приговорен к 15 суткам ареста. Этот казус, когда сотрудник правоохранительных органов, произведший задержание, и свидетель – одно и тоже лицо, – норма и обыденность репрессивного аппарата Беларуси, который более чем за два десятилетия внутреннего оккупационного режима отлажен до последней точки в тексте приговора.
Николай Стогорняк открыто лжесвидетельствует и потворствует судебному произволу в Беларуси, но вместе с тем сам он боится судебного преследования у себя на родине, из-за чего и бежал. Вполне возможно, шлейф его преступлений тянется вплоть до событий ноября 2012 года, когда после окончания выборов в Верховную Раду бойцы «Беркута» прорвали оцепление митингующих, ворвались в помещение 132-й окружной избирательной комиссии г. Первомайска Николаевской области и похитили оригиналы протоколов с «мокрыми» печатями. Эти действия, позволившие сфальсифицировать итоги выборов, были совершены для обеспечения победы кандидата от Партии регионов.
Второй фигурант расследования, который также с очень большой долей вероятности сегодня находится в Беларуси и, предположительно, также служит в правоохранительных органах, – Сергей Гавриляк. Он обнаружен в списке друзей фигуранта №1, Николая Стогорняка. Но Гавриляк осторожничает еще больше и проявляет гораздо меньше активности в соцсетях. Тем не менее в отношении него удалось установить следующее.
Сергей Николаевич Гавриляк, родился 06.02.1984 в с. Зеленое Николаевского района Николаевской области, УССР. После прохождения срочной военной службы принят в роту милиции особого назначения “Беркут” при УМВД Украины в Николаевской области. В ноябре 2013 года в составе николаевского подразделения направлен в Киев.
В результате углубленного изучения открытых источников информации установлено, что С. Гавриляк в качестве бойца «Беркута» принимал непосредственное участие в противостоянии на Майдане в составе николаевского подразделения. Об этом свидетельствуют его собственные комментарии к записи о просьбе 25 бойцов харьковского «Беркута» предоставить им убежище в оккупированном Россией Крыму.
Была обнаружена и другая его запись, в которой Гавриляк дает реальную оценку своему теперешнему положению и даже угрожает.
А запись ниже достаточно четко свидетельствует о его воззрениях и дает ясное понимание: если Гавриляк когда-либо и вернется в Украину, то точно под стражей.
Прямых доказательств того, что Гавриляк скрывается в Беларуси, не обнаружено, но косвенным свидетельством можно считать то, что его жена, Татьяна Гавриляк (архив профиля, фотоальбома, контактов), сейчас вместе с детьми проживает в Минске. Супруга не только разделила судьбу своего беглеца-мужа, но и открыто поддерживает его, публикуя во всех своих социальных аккаунтах в так называемый день «Беркута» символ расформированного подразделения.
Кроме этого, установлено, что Татьяне Гавриляк была предоставлена работа помощника воспитателя в одном из учреждений дошкольного образования г. Минска.
Третий фигурант расследования – сослуживец Стогорняка и Гавриляка по николаевскому подразделению «Беркута» Сергей Панасенко. Найти какие-либо сведения о нем было сложнее всего, потому что перед бегством в Беларусь Панасенко удалил из соцсетей практически всю информацию о себе. Путем углубленного анализа его нового аккаунта, обнаруженного среди контактов других фигурантов этого расследования, удалось собрать необходимые для идентификации данные.
Сергей Панасенко, родился 1 февраля, предположительно в Березанском районе Николаевской области, УССР, год рождения и достоверность фамилии устанавливаются. Отслужив срочную военную службу, принят в роту милиции особого назначения “Беркут” при УМВД Украины в Николаевской области. В ноябре 2013 года в составе николаевского подразделения направлен в Киев. С большой долей вероятности установлен его новый профиль в соцсети VK. Этот профиль есть в числе контактов практически всех его сослуживцев, а в профиле фигуранта №2 – Сергея Гавриляка – ему присвоен статус «лучшие друзья».
В весьма информативных социальных аккаунтах его родственников были обнаружены все необходимые данные, касающиеся не только непосредственного участия Панасенко в силовом противостоянии на Майдане во время событий Революции Достоинства, но и пребывания его в настоящий момент на территории Беларуси. Больше всего сведений о Сергее – в аккаунтах его сестры Елены Бондаренко (Панасенко), сторонницы Януковича и Партии регионов.
На трех фото ниже он запечатлен 27 ноября 2013 года, за два с небольшим дня до жесткого силового разгона протестующих на Майдане в ночь на 30 ноября.
Из весьма иллюстративных живописаний Елены Бондаренко о брате можно сделать вывод, что Сергей Панасенко принимал участие в защите администрации Януковича на ул. Банковой в Киеве и его резиденции в Межигорье.
3 октября 2015 года Елена Бондаренко вместе с подругой решает поехать в Беларусь, в Минск, чтобы навестить после длительной разлуки своего брата, Сергея Панасенко.
Селфи-палки играют далеко не последнюю роль в раскрытии фигурантов многих расследований. Ниже – селфи третьего фигуранта в центре Минска: на Октябрьской площади и на набережной р. Свислочь, напротив Троицкого предместья.
Комментарий Елены Бондаренко к фото, вполне возможно, более чем правдив: как и в случае со Стогорняком, местная милиция остро нуждается в таких кадрах, имеющих значительный (хотя и отрицательный) опыт защиты антиконституционных режимов.
Напомним, что экс-командир украинского «Беркута» разгонял митинги в Москве.