В последнее время в определенных кругах вновь зазвучал «вердикт»: Кучма был злом для Украины, Ющенко – ее карой, Янукович – проклятием, а Порошенко – страданием. «Незаслуженно» подзабытый Кравчук упоминается эпизодически, хотя именно он положил начало «процветанию независимой Украины».
У бессмертного Конфуция есть фраза, живущая в тысячелетиях: «Не стоит оглядываться – можно споткнуться». Дискутировать с великим мудрецом было бы излишне самонадеянно, но с учетом того, что несчастная Украина спотыкается все чаще, а имитация попыток подняться дается с трудом все бОльшим, «оглянуться во гневе» представляется немаловажным.
Все без исключения президенты были всего лишь ставленниками кланов, паразитирующих на теле Украины. Обретя возможности, вышеупомянутые персонажи пытались не просто уменьшить свою зависимость от усадивших их в президентское кресло, но и возвыситься (главным образом, финансово) над «благодетелями». Что последним, естественно, понравиться не могло. Не говоря уже о роли «внешних управленцев» и их стратегических интересах. Мнение народа никогда и никого особо не интересовало.
Революция – это, в первую очередь, смена форм собственности и конфискационный характер постреволюционных преобразований. Отсюда вывод: ни «оранжевая», ни «революция Достоинства» революциями в их классическом определении не были, хотя могли ими быть. А стали банальными акциями по перераспределению активов и бюджетных потоков в пользу их истинных организаторов. «Народу» (или, вспоминая публичный «ляп» Тимошенко, – «биомассе») отводилась роль статистов из массовки. И в 2005, и в 2014 это понимали очень немногие, и их голоса не были слышны на фоне шумной «эйфории» «в умах и сердцах» относительного большинства украинцев. Обманутых в очередной раз.
«Незабвенный Данилыч» в своем знаменитом «Украина – не Россия» был абсолютно прав. В России «обожествленного» идола на весьма продолжительный срок (подчеркиваю) можно было «слепить» теоретически из любого «гражданина». И «лепили». Но уже практически. «Великого Ленина» – из юриста-неудачника, «отца всех народов – товарища Сталина» из тифлисского налетчика, «Путина» – из рядового сотрудника спецслужбы.
В Украине – иначе. Запорожская Сечь выбирала (действительно, выбирала) атаманов. Но при возникновении и усилении разочарования в них, рано или поздно свергала. Сегодня же все «несколько» сложнее. Вырождаются не только «гетманы», но и народ, которому вот уже более четверти века подсовывают одни и те же «конфетки» в виде каких-то там «партий», «лидеров», «реформ», «демократии» и прочих «векторов» в технологической «обертке». Только вот качество «конфеток» и привлекательность «оберток» с каждым «новым проектом», мягко говоря, снижается.
Бесчисленные «соцопросы», выставляемые на всеобщее обозрение – всего-навсего примитивный прием в славном деле манипулирования общественным мнением. К тому же, в сегодняшних условиях стремительно теряющий эффективность. Но есть и другие социологические исследования, предназначенные для предельно узкого круга заинтересованных лиц. В них главный акцент – явка на выборы, а уж потом, исходя из этого, «рейтинг ведущих политических сил» и их «лидеров», что в принципе одно и то же, ибо все партии в Украине – так называемого «лидерского типа». Вот так и вспомнишь покойного В.Черномырдина и его: «что бы мы ни строили – все-равно получается КПСС». С той лишь разницей, что КПСС была единственной. И единой…
Не все имею право (и желание) озвучивать, но данные последнего серьезного (и весьма профессионального) исследования говорят о следующем:
Из взятого за 100 процентов общего количества имеющих право голоса граждан, 30 отказываются от участия в выборах категорически. 41 – не определились. Причем, среди последних превалирует ставшее сакраментальным «все они одинаковы». И только 29 все еще пытаются найти меньшее из зол. То есть, извечное украинское «против кого дружим?» трансформировавшееся в «голосуем не за одного, а против другого (другой)». Таким образом, все эти партии и не будущие, но потенциальные кандидаты в президенты танцуют уже не на электоральном поле, а на полянке, продолжающей уменьшаться в размерах. И итоги выборов по принципу «нет равных среди вшивых» неизбежно вызовут серьезные сомнения. Нет, разумеется, не у народа Украины, а у геополитических игроков, чье мнение и решение играет значительно бОльшую роль, чем «выбор народа».
Итак. Первую строчку с относительно небольшим отрывом занимает «партия» Тимошенко. Второе и третье места делят «Самопомощь» и ОБ.
Четвертое – у, прости, Господи, «радикального» Ляшко. Пятое, с результатом 5.6 (!) процента – БПП. Остальные – менее пяти процентов.
А теперь цифру 5.6 разделите на 100 и умножьте на 29. И получите реальный уровень поддержки действующего президента и его политической силы. Кстати, у коллеги по коалиции НФ – менее одного процента, то есть менее 0,3 от общего числа избирателей. На уровень «национальных лидеров» не тянут, верно? Все, без исключения. А между тем, именно эти деятели определяют (во-всяком случае, пока) судьбы трех десятков миллионов украинцев.
И не забыть бы о том, что аргентино-югославский сценарий, разыгрываемый в Украине на протяжении многих лет, еще до обретения ею независимости, предусматривает в своем финальном акте кардинальную смену элит. Именно этим и объясняется спешка хозяев Украины в деле окончательного ограбления ее населения а-ля «бедные платят за все». В том числе и более 12 (!) млрд долларов США в течение ближайших полутора лет за обслуживание внешнего долга.
Несколько слов о Городке. В нем происходит то же самое. Если не считать усиливающихся аппетитов «народных избранников». Ну, должны же они хоть как-то «самореализовываться». Ибо там, в «псарне под куполом», решения принимают (и, соответственно, что-то «мають») не они. Там они «работают по зову сердца, а сердца их принадлежат партии». Правда, многие из них уже пытаются соображать о том, каким образом «соскочить», то есть избавиться от почетного статуса партийных рабов или хотя бы «сменить масть» в надежде на иллюзорную, но все же – перспективу. Но об этом позже.
Губернатор Савченко не так давно высказался в том смысле, что «все народные депутаты своим избранием обязаны Мерикову». И хотя понять ход мыслей АЮ и его «логические умозаключения» не всегда представляется возможным (и отнюдь не по причине их глубины), тем не менее, не думаю, что это был комплимент предшественнику.
«В народе» по-прежнему бытует мнение (отчасти искусственно навязываемое с целью придания ВИ образа «барона-изгнанника»), что Мериков был отставлен из-за «дела Романчука». Это не совсем так, а точнее, совсем не так. Такие «дела» творятся в Украине повсеместно и ежедневно. Кстати, никто, ни один человек из хоть сколько-нибудь заметных их фигурантов осужден так и не был. Но не будем отвлекаться. Мериков был заложником неприязни между Порошенко и Яценюком и стал ее жертвой. И как только это произошло, большинство из обязанных ему стали играть в свои игры. Что проявилось не только, выражаясь их языком, в «отжатии точек», т.е. сладких тем. А ведь неглупые и информированные люди Вадима предупреждали. Тогда еще по-товарищески. Но он или не понимал (не хотел понимать), или же переоценил силу своего влияния на «людей и процессы».
Повторяю, именно Мериков, путем нехитрых «телодвижений», усадил Сенкевича в мэрское креслице. Это было чем-то вроде компромисса, в народе именуемого «договорняком», между «демократическими силами» и местным ОБ. Половина (но не контрольный пакет 28+1) – вам, «городской голова» – нам. Проще говоря – «город – пополам».
И как только ВИ утратил свои позиции, Сенкевич молниеносно «прильнул» к широкой груди нового главы ОГА. И не к ней одной. «Плодотворное сотрудничество со всеми фракциями в горсовете» – всего-навсего вынужденная необходимость с элементами личного интереса. Но лишь с элементами. Свой настоящий интерес Сенкевич увидел в других персонажах. Которые, как было сказано выше, повели себя по отношению к бывшему благодетелю совершенно аналогично. И не к нему одному.
Невидимое подавляющему большинству противостояние усиливается. И это при том, что рейтинг пропрезидентской политической силы в «Городке и окрестностях» уже не превышает и половины от озвученной общеукраинской цифры в 5,6 процента. Кто заполнит электоральный вакуум? И каким образом это осуществить в условиях, когда правила игры не просто устанавливают, а диктуют киевские «рейтингоносцы», вернее, их хозяева? Которые, кстати говоря, и сами не знают, что им делать, чтобы сохранить свое влияние на максимально длительный срок с теперь уже всем хорошо известными целями. Хотя и вынуждены признавать, что «идут не туда». Но им-то, в самом пиковом случае, есть «куда».
А Украине?
Антон Тихомиров