Холодными душем на амбиции руководителей области действует общая оценка Николаевской области в мониторинге социально-экономического развития регионов за 2015 год: 22 место из 25 возможных. Иначе говоря, мы четвертые снизу. Это означает, что по совокупности показателей различных отраслей хуже, чем на Николаевщине дела обстоят только в прифронтовых Донецкой и Луганской, да Черниговской областях.
Учитывая, что подобные рейтинги всегда были аргументом при кадровых переменах, неудивительно, что после публикации результатов мониторинга на сайте КМУ возросло как количество публикаций в защиту нынешнего хозяина николаевского «белого дома» Вадима Мерикова, так и разоблачающих его действия.
InsheTV предлагает читателям подробнее осмотреться: как выглядит Николаевская области на фоне остальных регионов Украины.
Мониторинг проводился по 12 направлениям. Ниже приведены они все с указанием того места, которое получила Николаевщина из 25 возможных:
• Экономическая и социальная сплоченность – 17
• Экономическая эффективность – 18
• Инвестиционно-инновационное развитие и внешнеэкономическое сотрудничество – 7
• Финансовая самодостаточность – 17
• Развитие малого среднего предпринимательства – 18
• Эффективность рынка труда – 8
• Развитие инфраструктуры – 20
• Возобновляемая энергетика и энергоэффективность – 19
• Доступность и качество услуг в сфере образования – 11
• Доступность и качество услуг в сфере охраны здоровья – 20
• Социальная защита и безопасность – 25
• Рациональное природопользование и качество окружающей среды – 15.
Таким образом, если следовать логике методики Минрегионразвития, у Николаевской области хорошо обстоят дела только в двух направлениях: инвестиции и ВЭД и эффективность рынка труда.
При этом в пятерку лучших Николаевщина не прошла ни по одному из направлений. В то же время по направлению социальной защиты и безопасности наша область не просто в пятерке худших, а самая худшая.
Однако ошибкой было бы делать вывод, что Николаевская область – экономически успешный регион, имеющий нерешенные социальные проблемы.
Так, у нашей области серьезные проблемы по итогам года с размером задолженности по зарплате – 4,9% от фонда оплаты труда за декабрь 2015 г., 20-е место среди других регионов Украины.
Несмотря на высокие показатели развития сельского хозяйства, у Николаевской области один из самых низких в Украине объем производства сельхозпродукции на 100 га с/х угодий – 495,4 грн., 20-е место.
При высоких показателях инвестиций и промышленного производства, в Николаевской области удручающе низкая доля инновационной продукции в общем объеме реализации промышленный продукции – 1,5% (19 место).
При всем «клюевском» наследии в виде работающих или строящихся солнечных и ветровых электростанциях, Николаевщина отстает в развитии энергоэффективных технологий и практического использования альтернативной энергетики.
Общее место по этому направлению – 19, не так плохо. Но по тому, какая доля тепловой энергии приходится на полученную из альтернативных источников, мы на предпоследнем месте, как и по внедрению энергосберегающих источников света в наружном освещении.
Низкий показатель в сфере здравоохранения вызван, прежде всего, прискорбной статистикой «ожидаемой» продолжительности жизни в Николаевской области: 69,96 лет, один из пяти самых худших показателей в Украине.
И, наконец, главный провал: социальная защита и безопасность.
Уголовщина в области цветет буйным цветом: 22 место в Украине, 17 уголовных преступлений против жизни и здоровья граждан на 10 тысяч населения.
Еще более прискорбный результат показывают индикаторы социальной защиты.
Здесь результат, в первую очередь, определили критерии, связанные с детьми-сиротами. В Николаевской области на 10 тысяч детей приходится 172 сирот и детей, лишенных родительской опеки (24 место). И, наконец, в 2015 году Николаевщина оказалась на последнем месте по количеству сирот, которые находятся в приемных семьях или семейных детских домах.
Да, наверно, за два-три года сложно повлиять на общее количество сирот в регионе, тут действуют очень инерционные социальные механизмы. Но увеличить количество сирот, которые находятся на семейном воспитании, поддерживая семейные дома и приемные семьи – вполне реально, что показывают показатели этой работы в Херсонской и Кировоградской областях.
Безусловно, любые рейтинги и мониторинги не дают 100% полной картины и оставляют возможность для манипулирования результатами в политических целях.
Но нельзя не отметить, что если на основании этих данных будут приняты кадровые решения по руководству области, винить Вадиму Мерикову можно будет только себя.
Низкий рейтинг Николаевской области, и, как следствие, – его работы губернатором, сформирован за счет провалов в работе Оксаны Янышевской, курировавшей здравоохранение и социальную защиту в облгосадминистрации, и Виталия Гончарова, руководителя областной полиции. Оба они – «не чужие» Мерикову люди, и именно он защищал их от посягательств общественников и политических конкурентов.