АО “Укрпочта” достигло договоренности о покупке банка АО “Альпари банк”. Цена сделки – 260 млн гривен.
Об этом сообщает ЛБ со ссылкой на источники в Кабмине и “Укрпочте”.
Теперь согласие на покупку должен дать Национальный банк. “Укрпочта” готовит для этого пакет документов.
Покупка банка – часть стратегии “Укрпочты”. Еще в 2016 году, сразу после назначения, генеральный директор Игорь Смилянский заявил о намерениях развития e-commerce и финансовых услуг через почтовый банк. Он отмечал, что около 12-14 млн украинцев живут в селах или городах, где нет банковских отделений. В таких же городах находится большинство отделений Укрпочты.
“Банковские услуги в отделениях “Укрпочты” дали бы ей дополнительную ликвидность за счет депозитов”, – прокомментировал экс-замдиректора департамента финансовой стабильности НБУ и эксперт Case Ukraine Евгений Дубогрыз.
Смелянский пообещал купить банк, если “Укрпочте” не дадут банковскую лицензию
“Аргумент такой: есть много людей, которые не имеют доступа к банкам, но имеют сбережения и могут их хранить в банках, если бы имели доступ к банку. Если бы на базе отделений Укрпочты сделать еще и банковское отделение, то пенсионеры, сельские жители могли бы приносить свои сбережения”, – объяснил он.
Банковские услуги позволят вдвое увеличить доход Укрпочты к 2025 году, рассчитывали в госкомпании (до 16 млрд грн).
Напомним, что Национальный банк неоднократно выступал против создания почтового банка. Однако вопреки позиции НБУ, Верховная Рада в мае 2020 года приняла в первом чтении законопроект, позволяющий “Укрпочте” предоставлять банковские услуги.
Законопроект №2788-д предусматривает, что национальный оператор почтовой связи получит право предоставлять услуги открытия и обслуживания почтовых счетов и отдельные финансовые услуги в порядке, установленном Национальным банком Украины. Вклады на почтовых счетах будут гарантироваться так же, как и на банковских счетах.
Почтовые счета могут использоваться для зачисления пенсий, заработной платы, соцпомощи от государства, доходов от торговли. Также “Укрпочта” сможет производить расчетные банковские операции, обменивать валюту, выпускать платежные карты.
Однако Евгений Дубогрыз, эксперт CASE Украина, экс-замдиректора департамента финстабильности НБУ считает, что это очень дорого.
“Единственное, что смущает (если не брать сам факт появления еще одного госбанка, как будто действующих мало), так это цена.
260 млн за банк с собственным капиталом 200 018 тыс грн и регулятивным капиталом 200 323 тыс грн – это мультипликатор 1.3. Для тех, кто не следит за рынком, – это очень много.
Тем более, за банк, который балансирует прямо-таки на грани фола. Минимальные требования Национального банка Украины к регулятивному капиталу банков – 200 млн грн, у Альпари – на 323 000 больше. Один небольшой дефолт по кредиту, или очень небольшой рост ставок – и все. Или даже без роста и дефолтов. Банк убыточный, примерно по 900 000 убытка в месяц с начала года, или минус 8,2 млн с начала года. Да, это непростая задача, на нашем рекордно-прибыльном и высокомаржинальном рынке в этом году оказаться в убытке, особенно, если половина активов – это ОВГЗ, и банк с честью справляется с этой нелегкой, без шуток, задачей.
Включая сарказм, составляем задачку для старших классов школы банковского надзора: Регулятивный капитал банка на первое-десятое 200 323 тыс грн, убытки банка 800 000 грн в месяц, минимальные требования к РК 200 000 тыс грн, нарушением считается проседание капитала ниже минимального в течение 30 дней. В каком месяце Комитет по банковскому надзору рассмотрит вопрос о переводе банка в категорию проблемных?
На самом деле масса нюансов и поводов применять профессиональные суждения. Например, из простого, такая юридическая коллизия: Нацбанк обязан признать банк проблемным, если нарушаются нормативы достаточности капитала, те, которые в процентах, Н2 и Н3 (здесь у Альпари ок). Но не обязан, а имеет право, если нарушается Н1 – так уж выписан закон. Не императивная норма. Как говорится, что сказать, хороший банк, и мультики у него интересные.
Если серьезно, не совсем понятно, зачем платить 260 млн за то, что и 200 млн не стоит, и вообще, зачем их платить, в смысле, зачем этому зайцу этот стоп-сигнал.