Министерство иностранных дел совместно с Министерством экономики намерены помочь украинским экспортерам, пострадавшим от экономической блокады украинских товаров Беларусью, найти альтернативный рынок сбыта. Насколько пострадают украинские экспортеры и какие есть перспективные рынки, рассказал УНН экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак.
“Во-первых, Беларусь уже довольно давно создает нетарифные ограничения в поставках большого ряда украинских продтоваров в эту страну. Соответственно, даже по итогам 2020 года Беларусь выпала из десятки основных рынков сбыта агропродэкспорта из Украины.
Во-вторых, те новые ограничения, что вводит Беларусь, не касаются основных товаров украинского экспорта в Беларусь. Например, Беларусь импортирует больше половины сои и почти все шроты масличных именно из Украины. Если бы она запретила или ограничила этот импорт, то это привело бы к еще большему росту себестоимости производства продукции животноводства в этой стране, и так очень дотационной. Именно эти позиции — это почти весь наш экспорт в Беларусь”, — рассказывает Ярмак.
По его словам, есть неприятные, но не критичные новости. Прежде всего, это “кондитерка” — и хоть это лишь 7% украинского экспорта в Беларусь, но, например, по карамели Беларусь является вторым крупнейшим рынком сбыта для Украины.
В то же время следует отметить, что в последние годы зависимость от поставок украинской кондитерской продукции в Беларуси резко снизились.
“Если взять карамель (основная позиция нашего экспорта в Беларусь из „кондитерки“), тот тут стремительно растут экспортные поставки украинской продукции в Польшу (рынок № 1 сейчас уже), Румынию (втрое в течение трех лет), Великобританию (в 7 раз за последний год), Литву и Болгарию. По печенью тоже, несмотря на то, что Беларусь — основной рынок сбыта, но поставки в Беларусь уже давно падают, а в Турцию, Молдову, Румынию, Польшу, Ирак и т.п. — растут. По шоколаду Беларусь тоже перестала быть рынком № 1. Здесь же уже лидерство у ЕС. Но, конечно, это неприятно. По другим категориям — без существенных проблем для наших поставщиков”, — рассказывает он.
Ярмак рассказывает, что компенсировать белорусский рынок может не только Евросоюз, но и Ближний Восток, а также стоит обратить внимание на Юго-Восточную Азию.
“Оценить ущерб от ограничений трудно, потому что неизвестно, как это сработает. Пока нет информации о том, остановились ли отгрузки полностью, или продукция находит путь на рынок. Ведь и сама Беларусь, как всем известно, активно “помогала“ импортерам из России ввозить товары украинского и европейского производства в обход “антисанкций“ РФ. Но, если, гипотетически, все это на 100% остановится, то годовые убытки можно оценить примерно в 50-70 млн долларов, или 0,03% украинского агроэкспорта. То есть, фактически, нулевое влияние с точки зрения агробизнеса, но ощутимый конкретный для кондитерской отрасли”, — поясняет возможный ущерб эксперт.