Site icon inshe.tv

Думать о будущем. Нужен ли Украине новый канал между Черным и Азовским морями

Думать о будущем. Нужен ли Украине новый канал между Черным и Азовским морями 5

MARIUPOL, UKRAINE - NOVEMBER 28: Ukraine's sea border security force mobilises at Mariupol Port on the Azov Sea on November 28, 2018 in Mariupol, Ukraine. Ukrainain President Poroshenko has declared martial law in response to the attacking and seizing of three Ukrainian naval vessels by Russian forces. (Photo by Martyn Aim/Getty Images)

Кремлевская оккупация Крыма, последующая милитаризация полуострова, а также строительство моста через Керченский пролив серьезно угрожают украинской экономике. Россияне в одностороннем порядке пытаются представить Азовское море собственными внутренними водами. Москва может в любой момент заблокировать порты в Бердянске и Мариуполе. Дабы не зависеть от “доброй воли” государства-агрессора, Киеву придется искать альтернативные пути прохода между Черным и Азовским морями. Такой альтернативой может стать канал, прорытый через Перекопский перешеек.

Каковы возможные достоинства и недостатки такого проекта – в статье “Апострофа”.

Мост преткновения

Россия третий год ведет “гибридную блокаду” украинских портов в Азовском море – в Бердянске и Мариуполе. Формально прикрываясь “проверками”, пограничные корабли ФСБ задержали торговые судна, морально давили на членов экипажа, всячески препятствуя свободному судоходству. Кульминацией противостояния стал захват россиянами трех кораблей ВМС Украины вместе с экипажами в ноябре 2018 года, когда они пытались пройти через Керченский пролив.

Пленных моряков освободили уже при президенте Владимире Зеленском в рамках его двусторонних переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным, но сама проблема российского влияния на Азове никуда не делась. Как отметил в комментарии “Апострофу” экс-командующий ВМС Украины адмирал Сергей Гайдук, российские власти после аннексии украинского полуострова приложили все усилия, чтобы фактически превратить Азовское море в свои внутренние воды.

“Основные проблемы начались после строительства россиянами моста через Керченский пролив. После того, как приостановили деятельность Керченского торгового порта, который также регулировал судоходство в Керчь-Еникальском канале, эту “пустоту” заполнила Россия, а, говоря конкретно, ФСБ, которой подчиняются морские пограничники. Россияне пытаются действовать как единоличные хозяева пролива, прикрываясь тем, что большая часть кораблей через пролив идет в их порты, а не Бердянск и Мариуполь”, – рассказал Сергей Гайдук.

Кремль, построив так называемый “Крымский мост”, попал сразу в две мишени: символически “соединил” оккупированный полуостров с регионами соседней России, а также – фактически перегородил мостом пролив, получив еще больше возможностей блокировать проход судов.

“Кремль считает мост через пролив стратегическим объектом. По той информации, которой я располагаю, российское командование создало специальное подразделение Россгвардии по его надводной и подводной охране, а также по проведению анти-диверсионных мероприятий”, – добавил Сергей Гайдук.

Канал до востребования

Формально, Азовское море является внутренними водами и Украины, и России, но по факту там сейчас хозяйничает Москва. Учитывая, что Офис президента Зеленского, равно как и его предшественник Петр Порошенко, отвергает вариант силового решения проблемы, Киеву придется искать альтернативные пути из Азовского в Черное море.

Думать о будущем. Нужен ли Украине новый канал между Черным и Азовским морями 1

Порт в МариуполеФото: Getty images

Одной из таких альтернатив может быть строительство судоходного канала через Перекопский перешеек. С одной стороны, это позволит решить проблему прохода между Азовским и Черным морями, но с другой – превратит Крым в “остров”. С географической точки зрения, проект можно считать реальным. Длина перешейка составляет около 30 км, ширина – около 7 км в самом узком месте и около 9 км – в южной части.

Проект строительства такого канала ранее уже обсуждался, и, как отмечали специалисты, земляные работы понадобятся только на территории протяженностью в 20 километров в длину и примерно 100 метров в ширину. При необходимости придется углубить фарватер в озере Сиваш и в Чонгарском проливе. Предполагаемая глубина канала для нормального судоходства может составить около 13 – 15 метров.

Очевидно,как у любого проекта, у канала через Перекопский перешеек имеются свои плюсы и минусы. Из положительного можно отметить, что такое сооружение позволит обеспечить безопасное и, самое главное, коммерчески привлекательное судоходство между Черным и Азовским морями. Фактически получится полностью разблокировать крупнейший порт на Азове – Мариуполь, который находится в непосредственной близости к ОРДЛО.

“С чисто экономической точки зрения, все, что приносит пользу Украине, может считаться правильным,в том числе, и строительство такого канала. Но тут возникает несколько вопросов. Первое, чтобы все не осталось на уровне деклараций и разговоров. Второе – финансы, насколько вообще потянем такой проект экономически. Третье – куда именно обеспечивать сейчас судоходство? После истории с захватом наших моряков, не было слышно о конфликтах при прохождении Керченского пролива. Очевидно, что существуют некие непубличные договоренности по судоходству между Киевом и Москвой. В то же время реализация любых проектов, которые позволят нам не зависеть от “доброй воли” россиян, являются правильными”, – отметил в комментарии “Апострофу” эксперт “Украинского института политики” Руслан Бизяев.

В то же время эксперт признает, что строительство такого канала может подать негативный сигнал союзникам Киева на Западе. Дескать, Киев “отгораживается” от аннексированной территории.

Как отметил в комментарии “Апострофу” главный консультант отдела военной и военно-экономической политики Национального института стратегических исследований Николай Белесков, проблема для Киева не сводится только к строительству “Крымского моста”, который Кремль использует как огромный шлагбаум.

“Основная проблема для наших портов на Азове – война, а не мост через пролив. Банально, стало меньше грузов, которые через них проходят. Хотя последняя статистика по Мариуполю показывает незначительный прирост перевозок, но на докризисные показатели порт еще не вышел. Если говорить с военной точки зрения, то такой канал (через Перекопский перешеек, – “Апостроф”) не даст Украине добавленной стоимости. Так как ставка будет сделана на небольшие катера украинского и американского производства, плюс наземные противокорабельные ракетные комплексы”, – говорит Николай Белесков.

Думать о будущем. Нужен ли Украине новый канал между Черным и Азовским морями 3

Порт в МариуполеФото: Getty images

Один из “жирных”, с точки зрения уже российских оккупантов, минусов – строительство канала сделает практически невозможной подачу воды на аннексированный полуостров. Дабы сыграть на опережение россияне, еще пару лет назад начали вбрасывать в информационное пространство фейки о том, что Украина якобы хочет “отделиться” от полуострова или, что строительство такого канала негативно отразится на экологии Херсонской области.

Риски мнимые и реальные

При детальном рассмотрении оказывается, что версии о том, что канал через перешеек строить нецелесообразно, так как он либо “простреливается” со стороны аннексированного Крыма, либо, что относительно небольшая загрузка портов в Бердянске и Мариуполе делает проект нерентабельным, являются предметом дискуссии. Аналогичная ситуация с версией о том, что Россия все же старается не переходить некие “красные линии”, и никакой полноценной блокады Украины со стороны Азова как бы нет.

Во-первых, Россия, которая в одностороннем порядке провела эти “красные линии”, в любой момент может приблизить их на критическое расстояние от украинской акватории. Если при Петре Порошенко Москве было выгодно открыто ударить по украинским морякам, то при “команде Зе” с их лозунгами “просто перестать стрелять” Кремль считает применение силы нецелесообразным. Где гарантии, что так будет и дальше? В определенный момент Владимиру Путину будет выгодно поиграть мускулами, если он решит, что политические (геополитические) выгоды будут перевешивать дипломатические “накладные расходы”.

В феврале 2014 года многие, в том числе и в экспертной среде, полагали, что Россия “не посмеет” аннексировать Крым. Доводы были вполне логичные: аннексия полуострова станет вызовом всей системе международных отношений, сформированной после Второй мировой войны и “отредактированной” после развала СССР, Владимир Путин окажется последователем Адольфа Гитлера, который в свое время захватил “исконные” немецкие земли на территории Судет. В качестве аргумента приводили действия России в Грузии, на части территории которой в Южной Осетии и Абхазии Москва создала два марионеточных режима, но так и не пошла на “присоединение”.

Российское военно-политическое руководство все же рискнуло повторить действия нацистской Германии, рассчитывая, что операция “Крымнаш” позволит Владимиру Путину стать пожизненным правителем страны. Невзирая на санкции и дипломатическое давление, администрация российского президента действует именно в рамках этого сценария. Соответственно, кремлевская верхушка будет держаться за оккупированный полуостров до последнего.

В таком свете аргумент о том, что возможный канал через Перекопский перешеек “никогда не понадобится” выглядит, как минимум, дискуссионным.

Сигналы для Запада

Во-вторых, если Киев соорудит канал через перешеек, то это будет не самым громким сигналом для Запада. Да, Украина как бы отгораживается от полуострова. В то же время, с дипломатической точки зрения, все это не так опасно, нежели, например, статьи президента Владимира Зеленского в западной прессе, в которых он старается лишний раз не задевать Кремль, и не называет прямым текстом Россию государством-оккупантом или агрессором.

Для США и ЕС большим сигналом является то, что Банковая, как при Петре Порошенко, так и при Владимире Зеленском, не имеет внятной стратегии по Крыму.

“Вся активность Киева вокруг полуострова сводится к второстепенным техническим вопросам: давайте откроем на границе Крыма и Херсонщины центр предоставления административных услуг, где крымчане смогут оформлять украинские документы. Или давайте лучше оборудуем КПП, фактически превращая административную границу де-факто в государственную”, – говорит Руслан Бизяев.

Далее, нет смысла при планировании строительства канала через Перекопский перешеек опираться исключительно на текущие показатели. Загрузка портов в Бердянске и Мариуполе в силу разных причин может увеличиться. Например, за счет роста сельскохозяйственного и промышленного производства. Как только “Минский процесс” выйдет на финишную прямую (какие геополитические последствия для Киева это будет иметь – тема для отдельного разговора), откроются возможности для роста региональной экономики на юго-востоке страны, просто в силу того, что закончится война.

В свою очередь это потянет за собой увеличение импортно-экспортных операций. Учитывая факты и тенденции, описанные выше, Киеву и западным политическим и экономическим партнерам не помешает альтернативный маршрут из Азовского в Черное море. Как минимум, такой проект заслуживает рассмотрения.

Exit mobile version