Крупнейший азербайджанский оператор мобильной связи Azercell может стать сестринской компанией украинского Vodafone Ukraine (ВФ Украина). По информации, полученной редакцией Liga.net от трех независимых источников, знающих о переговорах, прогосударственные телеком-структуры Азербайджана заинтересованы в покупке нашей компании.
На данный момент собеседники редакции озвучивают следующую информацию: due diligence ВФ Украина завершен, сделан binding offer (связывающая оферта).
“Я слышал, в августе тут должен быть новый топ-менеджер, и покупатель – да, они (Azercell – Ред.). Но в ВФ все спокойно, насколько я знаю, и никто чемоданы не пакует”, – рассказывает еще один собеседник, близкий к турецкому телеком-холдингу Turkcell.
Vodafone Ukraine обслуживает 19,7 млн абонентов. Чистая прибыль ВФ Украина в 2018 году составила 1,8 млрд грн, доход – 12,8 млрд грн. Компания входит в группу МТС (через два промежуточных юрлица – люксембургскую Allegretto Holding S.a.r.l. и нидерландскую Preludium B.V.), в которой мажоритарным акционером является бизнесмен Владимир Евтушенков.
Пресс-секретарь ВФ Украина Виктория Павловская вчера сказала, что в компании не комментируют этот вопрос. На запросы в Azercell и Azintelecom, которая им владеет, редакция не получила ответов.
Azercell Telecom основан в 1996 году. С абонентской базой более 4,5 млн оператор лидирует на рынке мобильной связи Азербайджана с долей 49%. Чистая прибыль Azercell по итогам прошлого года составила около 100 млн манатов (примерно $58,7 млн), доход 421 млн манатов (примерно $247 млн). Azercell называют крупнейшим налогоплательщиком Азербайджана ненефтяного сектора. В прошлом 51,3% акций компании Azertel, единственного акционера Azercell, принадлежали холдингу Fintur, которым владеют Telia и Turkcell. В марте 2018 года Fintur продал азербайджанской госкомпании Azintelecom свою долю за 222 млн евро.
Сколько это стоит
Источникам не известна сумма, которую предложили азербайджанцы за ВФ Украина. Один из них слышал цифру $700 млн. По нынешнему курсу это 18,2 млрд грн. Если учесть, что OIBDA украинской компании в прошлом году составила 6,9 млрд грн, то ее могут купить с мультипликатором 2,6 по OIBDA.
Управляющий партнер консалтинговой группы E&C Анатолий Фроленков отмечает, что в целом по рынку в нашем регионе мультипликаторы при сделках с мобильными операторами обычно выше – 3-4 EBITDA. А экс-президент Киевстар Петр Чернышов вообще говорит о цифрах 4-6.
Здесь Фроленков напоминает, что на предложенную сумму сделки мог повлиять долг ВФ Украина. Перед тендером на 3G в 2015 году компания одалживала 90 млн евро. И пока нет информации, вернула ли она эти деньги в полном объеме.
Но даже несмотря на потенциальные остатки по долгам, аналитики утверждают, что бизнес МТС в Украине явно стоит дороже. Руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий оценивает его в $1,2-1,3 млрд.
Примечательно, что если озвученная собеседником редакции сумма сделки верна, то она будет меньше общего объема инвестиций, которые компания произвела в Украине за последние четыре года. С 2015 по 2019 год оператор вложил в 3G и 4G лицензии, а также в развитие сети 21 млрд грн.
Куда еще вкладывала ВФ Украина
Суммы вложений оказались настолько солидными еще и потому, что мобильный оператор решил в последние несколько лет выстроить собственную розницу. Этой весной стало известно, что Vodafone Ukraine уже открыл 170 собственных магазинов и до конца года планирует еще 100. Это делает компанию крупнейшим игроком на рынке digital-ритейла в стране.
Еще одно новое направление бизнеса – IT. Недавно Liga.Tech поднобно писала о том, что в ВФ появилась отдельная компания в этой сфере. Она получила название IT Смартфлекс и будет специализироваться на разработке готовых решений как для материнской компании, так и для рынка услуг digital-провайдеров.
Наконец, совсем недавно стало известно, что Vodafone Ukraine может войти еще и в фиксированный бизнес – если купит у СКМ компанию Vega.
Сближение с Vodafone
Почти четыре года назад ВФ Украина, которая тогда еще называлась МТС Украина, подписала договор об использовании бренда с британской компанией Vodafone. Собеседники редакции, знакомые с планами МТС, тогда назвали эту сделку “мягким входом” в бизнес. Якобы сначала Vodafone приведет бизнес-процессы в компании в соответствие со своими стандартами, а через некоторое время должен состояться второй этап сделки – поглощение. Или не состояться.
Пока нет никаких публичных сигналов о том, что украинский оператор и британцы каким-то образом продвинулись навстречу друг другу. В 2016 году в интервью управляющий директор инвест-компании ICU Макар Пасенюк рассказывал, что искал инвесторов под ВФ Украина. Он говорил, что приходил на встречу к Набсовету АФК Система (собственник МТС Украина – Ред.) с предложениями от двух больших международных фондов. “Но актив не продавался, все свелось к приятному обмену мнениями о тенденциях в телеком индустрии”, – отмечал Пасенюк.