С 1 февраля сеть “Козырная карта” перестала работать — офис компании закрыт, рассказали директоры трех ресторанных сетей. Официально подтвердить эту информацию не удалось: офисные телефоны компании отключены, а ее владельцы не ответили на запросы LIGA.net.
На пике популярности, семь лет назад, “Козырная карта” (КК) была крупнейшей сетью, в которую входило более 100 дорогих и успешных заведений. Если судить по количеству выданных дисконтных карт, ее рестораны посещал чуть ли не каждый десятый взрослый украинец.
Что случилось с бывшим лидером украинского ресторанного рынка?
Сеть. Рождение
“Козырная” история началась в 1992 году. Четверо бизнесменов — Вадим Павленко, Искандер Киримов, Андрей Задорожный и Дмитрий Потехов основали компанию “Альянс”. Партнеры занимались всем подряд – торговали продуктами питания, спорттоварами, держали продовольственные магазины, писал украинский Forbes. Был и ресторанный бизнес. Одним из первых заведений “Альянса” стал ночной клуб “Голливуд” (сейчас — Freedom), рестораны “Майами Блюз” и “Нон-стоп”. Вместе с Сергеем Гусовским открыли ресторан “Пантагрюэль”.
Через восемь лет после создания “Альянс” управлял сетью из 11 ресторанов, включая знаковые для Киева “Шато де Флер”, “Хуторок”, “Да Винчи”, “Нобу”, “Козачок”, сети “Автогриль” и “Мисливець”.
Как их объединить? “В то время многие украинские рестораны начали выпускать свои дисконтные карты. Поскольку акционеры у заведений были, по сути, одни и те же, возникла идея создания общей системы скидок. Так появилась “Козырная карта”. Со временем к проекту подключались новые акционеры — наиболее успешные менеджеры новых ресторанов”, — рассказывал в интервью изданию “Коммерсант” Дмитрий Галбмиллион, ставший позже одним из совладельцев КК.
Сейчас дисконт-картой никого не удивить. Совсем другое дело — середина нулевых, карта была подтверждением статуса владельца. Получить ее было непросто, рассказывает один из бывших менеджеров сети. Постоянным клиентам выдавали бумажную карту и предлагали квест. Нужно было посетить 10 ресторанов сети, пообедать там или поужинать, получить отметки и только потом — бумажную версию меняли на карточку с 10% скидкой. Поначалу их было немного — около 2000 штук.
Активным гостям скидку увеличивали до 15%. Самым желанным подарком была золотая VIP-карта, которая давала дисконт 20%. На первом этапе их было всего 20. “Каждый из акционеров мог подарить карту спортсмену или политику. Желающих было очень много, а карт мало”, — рассказывает бывший сотрудник сети. Одну из таких карт продали за $3800 на аукционе, который проводили братья Кличко.
Со временем к сети присоединилась кейтеринговая служба “Холидей Сервис”, для которой в США закупили три передвижные кухни. Благодаря этому компания первой в Украине стала обслуживать крупные мероприятия на 2000-5000 человек. Например, закрытые вечеринки “Козырная Party” для 2000 vip-гостей “Козырки”.
Стоимость организации грандиозного праздника достигала $1 млн, которые давали рестораны и акционеры сети. После гуляний они расплачивалась с долгами еще несколько месяцев, вспоминают собеседники LIGA.net.
В фокусе компании был не только вип-сегмент. Перед кризисом 2008 года компания проводила переговоры с собственниками ТМ KFC и Pizza Hut, которые планировала развивать по франчайзингу, рассказывает один из бывших сотрудников. Стороны почти ударили по рукам. “Но потом начался кризис, переговоры заморозили”, — вспоминает он.
Экспансия
Идеологом КК бывшие сотрудники сети называют Андрея Задорожного. Он занимался подбором площадок, разработкой концепций заведением и их продвижением.
“В самом начале, когда акционеров было еще четверо, ему делегировали управленческие функции. У остальных акционеров были другие бизнесы, они не могли постоянно заниматься исключительно “Козырной картой”, — рассказывал Коммерсанту Галбмиллион. За это Задорожный получал 20% прибыли управляющей компании.
С увеличением сети росло и количество партнеров. К первоначальному списку добавились Александр Галушко, Александр Шишкин, Арсен Остров, Дмитрий Галбмиллион, Вадим Козин, Сергей Предко, Светлана Миронова.
Пообщаться с Задорожным не удалось: телефон бизнесмена не отвечал. Галбмиллион, Козин и Миронова не ответили на запросы, отправленные через facebook или сотрудников.
Были и “невидимые” партнеры. Бывший сотрудник “Козырной карты”, попросивший не называть его имя, рассказывает, что бизнес по открытию ресторанов “под заказ” был поставлен на поток: “К нам обращались влиятельные люди, которые хотели открыть свое заведение”.
Сумма инвестиций была немалой — $300 000-500 000. В случае успеха собственники могли рассчитывать на прибыль $10 000-20 000 в месяц. С каждым партнером была индивидуальная схема сотрудничества. “Чаще всего инвестор просто давал деньги, рестораторы открывали за него заведение, занимались управлением и получали 30-50% от прибыли”, — говорит собеседник. Инвесторы гордились, что не только получают прибыль, но и владеют успешным и красивым бизнесом. Стать частью “Козырной карты” было престижно.
“Наш ресторан “Кувшин” входил в “Козырную карту” с 2005 по 2012 годы, — рассказывает совладелец ресторанной сети La Familia Михаил Бейлин. — В свое время сеть создала новые стандарты работы, приучила потребителей к хорошему качеству”.
Брали не всех. “В 2006 году мы хотели присоединиться к ним, но от нас потребовали вложить в открытие ресторана около $1 млн, — говорит директор крупной ресторанной сети. — Таких денег не было, мы отказались”.
Через несколько лет КК изменила стратегию и сама приглашала уже работающие заведения. Кандидатам выдвигали два условия: подстроиться под стандарты сети и платить ежемесячный взнос — $10 000-15 000. За эти деньги рестораторы получали поддержку от центрального офиса КК — от помощи в подборе персонала и разработке меню до маркетинговых стратегий.
Полураспад
Почти полтора десятка лет у “Козырки” все шло прекрасно. По крайней мере, так казалось со стороны. В 2013 году в сети было уже 112 ресторанов, еще четыре — строились. Выдача карт из привилегии превратилась в норму. Компания раздала уже 2,5 млн дисконтных карт, говорит бывший менеджер КК.
Реальность была не такой радужной. К 2013-му “Козырка” вошла в затяжной кризис. Первые проблемы появились еще в 2008-м. “Цены на продукты питания выросли, гривня девальвировала, и из ресторанов стали уходить посетители. Тогда многие закрылись”, — говорит совладелец сети “Пицца Челентано Киев” и Pastateca Максим Храмов. Адаптироваться к новым реалиям не получилось, примерно 70% сотрудников центрального офиса КК были уволены, рассказывает экс-менеджер сети.
Вторая проблема пришла со стороны властей. В 2010 году КГГА решила демонтировать плавучие рестораны и отели, частью которых владела КК. Из-за них кобы разрушалась причальная стена, ухудшалось качество воды и дно реки, куда заведения сливали отходы. Под раздачу попал ресторан “Мураками” и отель “Баккара”, развитием которого занимался непосредственно Задорожный.
Еще одним ударом стал арест Андрея Задорожного в 2012 году. Основные проблемы у КК начались как раз после этого, вспоминает генеральный директор компании Ресторанный консалтинг Ольга Насонова.
Задорожного подозревали в мошенничестве с залогами по кредитам, выданным ресторанам сети КК. В 2009 году временная администрация Родовид Банка приняла в счет погашения кредитов, взятых в 2007-2008 годах, земельные участки по поддельным документам.
Речь шла об участке в Обуховском районе, который был передан банку в качестве залога по кредиту на 6,1 млн грн. Еще одним земучастком возле Киева погасили кредит, который был оформлен на ресторан “Дежавю” на $5,25 млн. В 2012 году по требованию СБУ Задорожного объявили в розыск. Он бежал из Украины, но был задержан в Хорватии, в сентябре 2013-го его экстрадировали в Украину. Бизнесмену инкриминировали мошенничество в особо крупных размерах, ресторатору грозило от 5 до 12 лет тюрьмы.
Задорожный отделался легким испугом. Подольский районный суд в 2015 году признал его невиновным. Он вновь окунулся в ресторанный бизнес. Два новых заведения Задорожного под вывеской “Самогон бар” уже не вошли в состав КК.
К этому времени от “Козырно карты” начали отпочковываться как отдельные заведения, так и целые сети, говорит Насонова.
Часть из них уже не вписывалась в концепцию, которая объединяла элитные заведения в Киеве. Например, рестораны “Мураками” (развивает Вадим Козин) были более демократичными и не давали посетителям скидку более 10%. В более пафосных заведениях сети готовы были снижать цены на 20%.
Из “козырного” состава вышла крупнейшая киевская сеть FM Group, которая сейчас управляет ресторанами “Руккола”, “Хмели-Сунели”, “Баклажан”, Syndicate и пр, еще один заметный игрок – сеть La Famiglia (Vino e Cucina, Piccolino, Toscana Grill, Catch и пр.). Счет отдельных ресторанов, некогда бывших в сети “Козырная карта” идет на десятки, среди них: Казбек, Amber, Хинкали и тд.
“У партнеров должна быть общая система ценностей и ядро — команда, которая двигает сеть вперед. Очевидно, таким лидером был Задорожным, а после его ухода команда уже не смогла работать эффективно. Поэтому компания органично завершила свое существование”, — считает совладелец “Холдинга эмоций !Fest” (“Криївка”, театр пива “Правда”, “Гасова лямпа”, “П’яна вишня” и пр.) Андрей Худо.
The End
Участники рынка неохотно говорят о “Козырной карте”. Часть — отказалась от комментариев, другие согласились говорить на правах анонимности
Почему распалась сеть? Есть несколько версий. Во-первых, владельцы заведений не хотели платить управляющей компании 30-50% от прибыли. Беспорядочная раздача дисконтных карт стала тяготить рестораторов. Скидки в 10-20%, когда количество карт превышает миллион, оказались накладными.
“Количество партнеров, не отлаженные процессы, время принятия решений —все это усложняло сотрудничество”, – рассказывает руководитель ресторанной компании, который попросил не называть его имени.
Могло бы все сложиться иначе? “Ресторанам надо предложить что-то особенное, кроме единой скидочной карты. Сейчас такие карты есть у всех, ими никого не удивишь. Зачем за это платить управляющей компании? Что может сейчас объединить такое большое количество заведений — я не знаю”, — говорит Максим Храмов.
Что делать с миллионом выданных карт? С начала февраля, после закрытия сети, каждый ресторан принимает решение полностью самостоятельно. Например, в ресторане “Хинкали” их уже не принимают, а в “Спотыкаче”, по словам сотрудника заведения, они будут действовать полтора месяца, после чего их заменят картами ресторана.
Напомним также: На голос. Кредитные карты научат отличать речь хозяина