В среду, 13 июня, Европарламент одобрил очередной транш Украине, в этот раз на миллиард евро. Главной инновацией последнего транша стало изменение формулы сотрудничества между странами. Формально, новый подход раньше анонсировал еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан. Подход назвали “реформы ради инвестиций”, и он базируется на конкретных условиях для получения макрофинансовой помощи от Евросоюза. Delo.ua разбиралось в главных вопросах связанных с новым траншем.
Что это за транш
В 2015-м году после больших потрясений в экономике Украина возобновила свое сотрудничество с Международным валютным фондом. Программа МВФ предполагала выделение финансовой помощи для стабилизации экономики, а также для страховки во время проведения структурных реформ. Вместе с тем, программа МВФ была дополнена подобными программами поддержки от различных стран (США, Япония, Канада, Швейцария) и организаций. Среди них был и Евросоюз, определивший за цель расширить помощь МВФ, сконцентрировавшись на поддержке отдельных направлений.
Программа активно действовала на протяжении трех лет, в течение которых Украине было выделено 3,4 млрд евро. Из них страна получила лишь 2,8 млрд, поскольку последний транш в 600 миллионов был заморожен из-за невыполнения условий украинской стороной. Новый транш в один миллиард евро был одобрен Еврокомиссией, Европейским Советом и Европарламентом.
Украина просто получила один миллиард?
Во-первых, речь идет не о технической помощи, а о кредите. Выделенные Евросоюзом деньги придется вернуть в течение 15 лет. Однако, в отличии от кредитных средств, привлеченных рыночным путем (евробонды, прямые кредиты), ставки ЕС, как и МВФ, символические. Чаще всего ставки отличаются в 4-6 раз от рыночных. А учитывая тот факт, что Украине в 2019-2022 понадобятся немалые средства для погашения прежних долгов, деньги искать придется в любом случае. Тем не менее, важно помнить, что речь идет о кредите.
Во-вторых, пока Украина денег не получила. Более того, нынешний транш имеет все шансы повторить судьбу прежнего, если не будут выполнены условия.
Какие условия необходимо выполнить
Прежде всего, ЕС настаивает на выполнении требований МВФ. Если брать условия МВФ, то главные требования по новому траншу — закон об Антикоррупционном суде и окончательное выравнивание тарифов на газ для населения и промышленности. В этом смысле Европарламенту было достаточно выполнения Украиной первого условия, усилившего уверенность в желании бороться с коррупцией.
Не забывают европейцы и о невыполненных Украиной обязательствах, за которые она лишилась прошлого транша. Тогда камнем преткновения стали семь пунктов из разных сфер реформ, самыми обсуждаемыми из которых был провал проверок электронных деклараций и нежелание отказаться от моратория на экспорт леса кругляка.
Тем не менее ЕС готов дискутировать на многие темы. Принципиально же речь идет о всего трех новых условиях: эффективное введение должности бизнес-омбудсмена, независимость НКРЭКУ (регулятор в сфере энергетики) и отмену электронного декларирования для НГО.
Что изменилось в этих условиях?
Несмотря на все ще длинный список требований (от обеспечения прав нацменьшинств, до “убедительных результатов в борьбе с коррупцией”) на уровне заявлений ЕС дал понять, что эти три конкретных решения будут главными критериями выделения помощи. Это частично упрощает ситуацию (так как требования действительно точечные), но и создает определенные трудности. Например, существует необходимость принять все эти решения до каникулов ВРУ (до 1 июля 2018), да и торговаться не выйдет — выделенные условия ЕС считает принципиальными. А это значит, что на них голосов может и не найтись.
Однако конкретика взамен на бескомпромиссность — не единственное изменение нового транша. Куда более важное изменение кроется в заявленной Йоханнесом Ханом программе “реформ ради инвестиций”. Последняя являет собой масштабную программу помощи соседям союза через инвестиции.
В рамках программы предполагается привлечь около 44 миллиардов евро (хотя львиная доля этих средств предназначается для северной Африки). Главная идея программы — поэтапная помощь. То есть, если Украина справится с минимальными условиями — она получит новый транш. Если после этого реформы не прекратятся — она получит финансовые гарантии ЕС под инвестиции в украинскую экономику.
То есть новая программа предполагает не только кредит?
Именно. Программа предполагает инвестиции непосредственно в украинскую экономику, что отличается от нынешних кредитов для макрофинансового равновесия страны. Новые деньги должны пойти в развитие экономики, создание рабочих мест и, как итог, повышения уровня жизни.
Пользу такого формата сложно переоценить. Ведь тут речь идет о комбинированном подходе, где учитываются два главных компонента развития экономики. С одной стороны Евросоюз будет требовать постоянных конкретных шагов по улучшению инвестиционного климата и бизнес среды. С другой — он будет привлекать средства своих стран и партнеров ЕС для вливания инвестиций в обновленную экономику.
Даже в худшем случае это даст толчок роста экономики страны. В лучшем — это готовая промо-акция для дальнейшего привлечения инвесторов со всего мира.
Что может пойти не так?
К сожалению, проблем хватает. Во-первых, не ясно насколько сам Евросоюз готов к такой программе. Привлечение таких крупных средств на рискованные рынки (даже под европейские гарантии) может быть очень не быстрым процессом. И это все в то время, когда финансовые ресурсы могут понадобиться в самой Европе (причины — спад роста еврозоны, проблемы Италии).
Во-вторых, не все так просто и в Украине. Непонятно, насколько к такому плану готова наша страна, особенно накануне выборов. Маловероятно, что правительство захочет идти на непопулярные шаги в таких условиях (особенно в повышении цен на газ). Более того, освоение средств в Украине традиционно проходит очень медленно. В большинстве случаев страна не справляется даже с теми объемами помощи, что уже выделены ей.
Чего Украине ждать дальше?
Сейчас главная интрига заключается в том, дойдет ли миллиард до Украины и смогут ли депутаты решить поставленные задачи до летних отпусков. Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от ответа на этот вопрос. Также важно понимать, как обернется вопрос по новому траншу от МВФ. Если провалятся эти два транша, то вряд ли стоит ждать развития событий по плану “реформ ради инвестиций”.
Не стоит забывать и тот факт, что программы сотрудничества и с ЕС, и с МВФ четко привязаны к политическому циклу в Украине. А значит следующий год может означать переход к новым форматам или же и вовсе отказ от сотрудничества. Поэтому пока говорить о реальных прогнозах эффективности “реформ ради инвестиций” рано.
Напомним, после безвиза с ЕС украинский паспорт вошел в тридцатку самых влиятельных на планете