Российский бизнесмен Олег Дерипаска, против которого США ввели санкции, также включен в украинский санкционный список, одобренный Советом нацбезопасности и обороны Украины на заседании в среду, 2 мая, сообщил источник агентства “Интерфакс-Украина”, близкий к Кабинету министров Украины.
“Дерипаску в наш санкционный список включили”, – сообщил источник агентства “Интерфакс-Украина”, близкий к Кабинету министров Украины.
Накануне вечером, 2 мая 2018 года СНБО Украины поддержал вопрос введения персональных экономических и других ограничительных мер (санкций) в отношении юридических и физических лиц, связанных с российской агрессией против Украины, а также в отношении которых правительства США и стран ЕС применили соответствующие решения.
“Санкции вводятся по инициативе Кабинета министров Украины, Службы безопасности Украины, Национального банка Украины на три года или бессрочно в отношении физических и юридических лиц, причастных к российской агрессии против Украины, к подготовке и проведению незаконного голосования в оккупированном Крыму в рамках выборов президента РФ, представителей российской оккупационной администрации в Крыму, боевиков российских вооруженных формирований на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей и тому подобное”, – сообщила пресс-служба СНБО.
Кроме того, было продлено действие санкций, примененных Украиной в предыдущие годы.
Согласно данным Единого госреестра юрлиц, российский бизнесмен О.Дерипаска, которого США включили в санкционный список (SDN-лист), остается конечным бенефициаром ООО “Николаевский глиноземный завод” (НГЗ).
Согласно госреестру, О.Дерипаска выступает бенефициаром двух совладельцев НГЗ – ООО “Компания “Алюминий Украины” и ООО “Гуардон Украина” через “Гордал Холдингс А.В.В.” и “Гандела Интернешнл А.В.В.” (обе – Аруба).
В годовых отчетах “РусАл” и En+, опубликованных в марте этого года, эти структуры указали один актив в Украине – RUSAL Mykolaev Ltd, в котором им принадлежит 100%.
В этих отчетах активы в Украине на конец 2017 года оценивались в $183 млн по сравнению со $192 млн годом ранее.
В октябре 2016 года Украина ввела санкции против ОК “РусАл” и связанной с ней компании Judson Trading Limited (Кипр). Среди запретительных мер блокирования активов – временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, ограничение торговых операций в Украине, предотвращение выведения капитала из страны, остановка выполнения экономических и финобязательств. В их числе также – запрет на госзакупку ряда товаров и услуг, полный или частичный запрет на осуществление сделок с ценными бумагами с лицами, подпавшими под санкции, и запрет НБУ на осуществление ряда платежей.
В октябре 2017 года НГЗ сообщил о продаже российской ОК “РусАл” крупному международному сырьевому трейдеру Glenсore свыше 50% в этом ООО и трех других украинских компаниях.
“Glenсore, получив на баланс доли НГЗ, приобретет акционерный контроль над активами алюминиевой отрасли в Украине. Во владение украинскими предприятиями, ранее принадлежавшими “РусАлу”, Glencore вступит в ближайшие дни”, – констатировалось в пресс-релизе ООО “НГЗ”.
Антимонопольный комитет Украины дал разрешение на проведение сделок, уточнив, что предоставил право на концентрации, в результате которых группа Glenсore войдет в капитал иностранных компаний “Гордал Холдингс А.В.В.” и “Гандела Интернешнл А.В.В.” (обе – Аруба), являющихся участниками ООО “Компания “Алюминий Украины” и “Гуардон Украина” (оба – Киев), которые непосредственно владеют 13,96% и 86,04% долями в НГЗ соответственно.
Однако 10 апреля этого года Glencore сообщила, что отказалась от конвертации доли в “РусАле” в расписки En+ из-за санкций в отношении российских компаний. Глава Glencore Айван Глазенберг покинул совет директоров “РусАла”. Международный трейдер также сообщил, что контракты на алюминий и глинозем “РусАла” “финансово несущественны” для него. Компания сейчас оценивает свою позицию по этим контрактам.
Glencore заявил, что обязуется соблюдать все применимые санкции и принимает все необходимые меры для смягчения любых рисков для бизнеса в результате включения “РусАла” и En+ в SDN-лист, в том числе в отношении возможных вторичных санкций.
Glencore является одним из пяти основных конечных покупателей продукции “РусАла”, следует из документов российской компании, наряду с Самарским металлургическим заводом Alcoa, Toyota, Mechem SA и Rio Tinto Alcan. На Glencore приходится около 26% продаж “РусАла”, а на эту пятерку в целом – 38%. Семилетний контракт с Glencore истекает в конце 2018 года.
Glencore – один из основателей “РусАла”, который в 2007 году был образован путем слияния “Российского алюминия” Олега Дерипаски, “СУАЛа” Виктора Вексельберга (также включен в SDN-лист) и его партнеров и глиноземных активов Glencore. Glencore принадлежит 8,75% “РусАла”, в октябре 2017 года Glencore заявил о намерении конвертировать эту долю в GDR En+.
Как сообщалось, 6 апреля 2018 года Минфин США объявил о введении санкций в отношении семи российских бизнесменов, 12 компаний, 17 правительственных служащих РФ, а также против одной компании РФ по торговле оружием и связанного с ней банка. Помимо прочих, в так называемый “черный” санкционный список США (SDN List – Specially Designated Nationals List) включены были и Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Сулейман Керимов, Андрей Скоч (давний партнер Алишера Усманова), Владимир Богданов.
Также в “черном списке” – подконтрольные им компании, в том числе две, чьи акции обращаются на зарубежных биржах (“РусАл”) с листингом в Гонконге и En+ Group, которая в конце прошлого года провела IPO на LSE). Доминируют в списке компаний структуры О.Дерипаски – помимо “РусАла” и En+, это группа “ГАЗ” , агрохолдинг “Кубань”, Basic Element Ltd, B-Finance Ltd, “ЕвроСибЭнерго”, “Русские машины”. В “черный список” также включены группа “Ренова” В.Вексельберга, NPV Engineering и “Газпром бурение” Игоря Ротенберга, “Ладога Менеджмент” Кирилла Шамалова и банк РФК (принадлежит Рособоронэкспорту из “черного списка”).