В Белой Церкви вот уже два года изготавливают электрогитары, которые сейчас известны во всем мире. Инструменты уже оценили мировые звезды: Элис Купер, Томми Эммануэль, Брент Вудс, Даг Алдрич, Томми Хенриксен и многие другие. В коллекции Андрея Макаревича их две.
Началось все с того, что нынешний соучредитель компании, авиационный инженер Александр Дорошенко принес починить свой инструмент в гитарную мастерскую Вадима Гавриленко, сообщает Сегодня.
“В прошлом я музыкант, и вот с возрастом почувствовал, что пришел момент, когда захотелось посвятить время и себе. Решил заняться музыкой: создать группу для души с такими же, как я, и петь песни моей юности. Начал покупать инструменты, которые раньше были мне недоступны, и одному из них потребовался ремонт. Так я попал в мастерскую к ребятам, которые занимались не только ремонтом инструментов, а и их производством”, — вспоминает Александр.
Первая встреча растянулась на несколько часов, а на второй будущие партнеры уже обсуждали вопросы сотрудничества и создания компании.
В долгий ящик не откладывали. Первые эксперименты на производстве начались в феврале 2016 года, а через два месяца, в апреле, уже была представлена первая гитара. В сентябре выставлялись первый раз на международной музыкальной выставке Musik Messa в Москве. Постепенно знакомились с музыкантами, развивали производство, и сейчас уже сотрудничают с Американской музыкальной академией.
“У нас нет цели впарить или сделать копию — это просто не интересно. Важно сделать хорошо. Большой плюс в том, что мы маленькие, нам проще экспериментировать, перепрофилировать производство, сделать что-то новое. Например, мы создали складную гитару, которую можно брать с собой на гастроли. Это полноценный концертный инструмент, только в удобном формате”, — говорит Александр.
За год изготавливают около 170 инструментов, цены стартуют от 600 долларов. Самая дорогая стоит около $7000. В январе этого года Universum Guitars приняли участие в престижной американской музыкальной выставке NAMM Show в Калифорнии. Привезли туда 33 инструмента, и они нашли своих поклонников.
“В этой стране очень много гитаристов, много компаний-производителей, и на посредственность никто не обращает внимания. Украинцы покупают бренды, а в Америке смотрят на качество и посыл, который хотят донести создатели”, — объясняет Александр.
Сейчас в компании для американских заказчиков будут немного менять расположение ручек и датчиков, ведь музыканты привыкли крутить их на автомате. Но идея и принципы производства в Украине останутся неизменными.
Дизайн: космический корабль по заказу
Работа с инструментом начинается с идеи. Специально ничего не придумывают, просто в голову “прилетает” мысль, которую и начинают воплощать в жизнь. В расчетах по созданию инструментов заложены знания о золотых пропорциях, основанные на законах Вселенной, уверяют мастера. На некоторых моделях даже есть декор в виде завитка раковины, иллюстрирующий принципы гармонии.
“С таким дизайном инструмент во время игры помогает музыканту”, — объясняет Александр.
Потом работа переходит на бумагу: идеи отрисовываются по специальной математической сетке. Когда заказчики и производители более-менее понимают, чего они хотят, дело переходит к Яше — 3D-дизайнеру, который моделирует на компьютере форму инструмента. Эта работа может занять от нескольких дней до нескольких недель. Если это индивидуальный заказ — правки вносят до тех пор, пока клиент не останется доволен. А заказы бывают очень специфичные. Так, известный американский блогер DOVYDAS, который играет на многих музыкальных инструментах, прислал наброски гитары свой мечты.
“Она похожа, скорее, на космический корабль”, — рассказывает Александр.
Процесс. От идеи до ее воплощения может пройти несколько месяцев
В цеху: сборка, как у автомата
Свой первый инструмент гитарный мастер Вадим Гавриленко сделал в 14 лет. Из бруска дерева, найденного за гаражами, он кухонным топориком вырубил корпус и гриф, натянул струны, потом в ванной покрасил краской. Получил нагоняй от мамы, что испортил на кухне линолеум, понял, что играть на гитаре невозможно, и почти сразу по завершении работы начал создавать новую. Потом было свое производство, сотни гитар. Но первый инструмент занимает почетное место в мастерской — напоминая, с чего все начиналось.
В цеху, в котором рождаются гитары, довольно шумно и пахнет деревом. Тут можно проследить эволюцию гитары от заготовки до практически готового инструмента. Начинается все с выбора древесины. Как правило, 90% инструментов изготавливают из клена или ольхи, но есть и экзотическая древесина, привезенная с других континентов. На некоторых инструментах можно увидеть уникальный рисунок дерева.
При таком производстве главный союзник мастеров — время. Вначале склеивают заготовки, которые под грузом лежат от трех до шести месяцев. После обработки и придания формы фрезером корпус снова отправляют на отдых, чтобы отошли все “напряжения”. Вклеивается гриф — и снова около месяца гитара должна полежать. Потом делается финальная шлифовка, полировка, и снова гитаре дают время “прийти в себя”.
“Наши инструменты собираются, как автомат Калашникова: все элементы идеально подобраны друг к другу. Практически все мы изготавливаем сами, например фурнитуру из бронзы и латуни отливаем тут же. Из купленного — только звукосниматели, струны и переключатели с колками”, — говорит Вадим.
Потом инструмент отправляют на покраску. Как правило, цвет заказывает сам музыкант в зависимости от потребностей: яркие — для сцены, сдержанные и простые — для себя. Самые популярные цвета — черный или коричневый.
“Была один раз история: покрасили гитару новым лаком, пошла какая-то реакция, и получился жуткий желто-грязный цвет. Ну что делать, мы ее просто повесили и постарались забыть о провале. Где-то через месяц заходит человек буквально с улицы, замечает гитару, хватает и говорит: “Я именно такую искал очень долго. Сколько стоит?””, — вспоминает Вадим.
После покраски устанавливают электронные компоненты и в отдельном кабинете паяют схемы, чтобы гитара звучала, как нужно. Каждая “новорожденная” проходит тест: тут оборудована студия, в которой ее проверяют в миксе с другими инструментами. Потому что сама по себе гитара может звучать хорошо, но когда включаются другие инструменты, ее звук может “потеряться”.
Две гитары в день — это потолок. Но на максимуме работают не всегда, поэтому в год выпускают всего 170 гитар.
Секрет успеха
Чтобы артист популяризовал инструмент, его нужно сделать таким, чтобы он не мог с ним расстаться. Поэтому тут создают гитары, учитывая все пожелания музыканта, которые только реально выполнить.
“Наши заказчики — успешные, знаменитые и обеспеченные люди. Таких нельзя купить. Мы только можем сделать свою работу настолько идеально, насколько можно. И если знакомые музыканта будут видеть, что ему нравится наша гитара — они тоже ею заинтересуются. Вот и вся “реклама”. Мы делаем разные модели: есть “бутиковая”, которая стоит несколько тысяч долларов. А есть дешевле в 5—6 раз, но тоже качественная”, — говорит Александр Дорошенко.
Автографы группы Элиса Купера
Влад Дебрянский: “Гитара не должна мешать”
Американский музыкант украинского происхождения, номинант на “Грэмми”, — о гитарных секретах
— Откуда вы узнали об этих инструментах?
— От общих знакомых. Мне рассказали, что в Украине есть интересная гитарная компания, и мне нужно обязательно увидеть ее инструменты. Честно говоря, я был настроен довольно скептически, но согласился. Меня пригласили в один из музыкальных магазинов Лос-Анджелеса, чтобы попробовать на них поиграть. Я взял одну гитару, вторую, третью.. И с каждым новым знакомством они мне нравились все больше и больше. Хотя я довольно требовательный музыкант: в моих руках побывало очень много гитар, и мало какая из них мне нравилась.
— Что же именно вам так пришлось по душе?
— Гитары изготавливают многие, но мало у кого есть понимание, зачем они это делают. Тут очень разные инструменты: вот она выглядит как рок-гитара, а на ней можно играть джаз, например, или блюз. То есть главное их достоинство в том, что я начинаю играть — и в них проявляется стиль музыки. Не потому что гитара мне говорит, как мне играть, а потому, что она мне не мешает. Я начинаю играть и слышу ноты, а не струны. Увы, сейчас часто бывает так, что в инструменте всего один звук, который направляет музыканта в одно русло, — можно играть только одним образом. Музыка получается одинаковая.
— С какими еще проблемами вы сталкивались как музыкант?
— Сейчас очень много технологий, музыка создается буквально нажатием на кнопочки. Это очень модно, но музыка получается скучная. Это делается для того, чтобы были большие продажи. И музыкантам, которые ищут музыкальные, а не технологические инструменты, сейчас довольно сложно подобрать подходящий инструмент.
У нас есть Американская музыкальная академия, филиал которой открыт в Украине. Мы хотим, чтобы у наших студентов были инструменты, которые помогают им учиться, развивают их, дают навыки разных вариантов игры. Сейчас в совместных планах с этой компанией — сделать инструменты специально для наших учеников, недорогие и с хорошим звуком. Так наши ученики смогут пробовать себя в разных стилях.
Напомним, немного из другой оперы, но все же: Не хуже импортных, но дешевле. В Днепре открыли самый современный завод дентальных имплантатов