Петр Порошенко заявил о стабилизации ситуации с газоснабжением в стране. Об этом президент Украины сообщил в ходе брифинга.
По его словам, есть “резкое увеличение” поставок газа в Украину из стран ЕС – Польши, Словакии, Венгрии, пишет Укринформ
Издание Главком собрало хронику мартовской газовой войны
Триумфальную победу Украины в Стокгольмском арбитраже «Газпром» на следующий день решил затмить газовой блокадой. Российский газовый монополист с 1 марта отказался от поставок газа согласно подписанным и оплаченным контракту с НАК «Нафтогаз Украины».
«Нас удивляет позиция «Газпрома». Компания выставила счет в рамках договора, измененного арбитражем, счет был оплачен. Мы расцениваем отказ «Газпрома» от поставок как нарушение договора и невыполнение решения арбитража. Мы покупаем газ том, что выполняем решение арбитража», – отреагировал руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев.
Действительно, вернуться к закупкам российского газа после более чем двухлетнего перерыва Украины заставили арбитры первой cтокгольмськои дела в конце 2017 года. Тогда они отклонили требования «Газпрома» по выполнению условия «бери или плати» (по контракту-2009), что могло стоить Украине $ 56 млрд, но зато обязали «Нафтогаз Украины» возобновить закупку у россиян 5 млрд.кубометров в год (с возможностью уменьшение до 4 миллиардов) до конца действия контракта с «Газпромом», то есть до конца 2019 года. Поставки российского газа должно было начаться с 1 марта. Цена, которую предложил «Газпром», более привлекательна по сравнению с реверсивным европейским газом – в течение 2018-2019 лет экономия прогнозировалась на уровне $0,5 млрд.
Но «Нафтогаз» не учел кремлевскую традицию газового шантажа. В итоге Киев оказался не готов к обеспечению стабильных поставок газа в Украину и ЕС. Теперь в авральном режиме нам приходится искать решения проблем с газоснабжением.
Два дня подряд – 1 и 2 марта – «Газпром» нарушал свои контракте обязательства по поддержке давления на входе в газовую сеть Украины. Об этом сообщили в пресс-службе ПАО «Укртрансгаз». Следовательно украинский оператор проинформировал мониторинговую группу при Еврокомиссии о рисках по обеспечению Европы газом через неадекватные действия «Газпрома».
«Украина официально предупредила Евросоюз о том, что Россия не придерживается своих договорных обязательств по транзиту газа, а также отказывается выполнять решение Стокгольмского арбитража … Есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации в поставках газа в Украину и ЕС», – сообщила заместитель главы МИД Елена Зеркаль на своей странице в Facebook.
Между тем проблема набирает обороты. С целью экономии газа, в Украине закрывают школы, вузы и дошкольные учреждения до 6 марта включительно. Тепловые электростанции и электроцентрали переводят с газа на более дорогой мазут.
«По информации главы НАК «Нафтогаз »Украины, в связи с невыполнением« Газпромом »контрактных обязательств, определенных Стокгольмского суда и возвращением предоплаты, НАК столкнулся с дисбалансом около 15-20 млн куб газа в сутки», – сообщил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик. При этом чиновник заверил, что «все работает в штатном режиме». В действительности дисбаланс оказался почти вдвое больше, чем обнародовал министр, но об этом позже.
Премьер-министр Владимир Гройсман также срочно собирает брифинг для журналистов, чтобы заверить, что Украина планирует выйти на штатный режим в энергетике до 7 марта. «Мы делаем все для того, чтобы ситуацию на вторник включительно вывести в штатный режим. И самое главное, ситуация абсолютно контролируемая и все будет стабилизирован», – пообещал премьер.
Президент Петр Порошенко также продемонстрировал уверенность в ситуации. «Правительство сейчас принимает исчерпывающие меры для надежной работы. Энергетическая ситуация в Украине находится под контролем », – заявил глава государства в ходе совещания по энергетической безопасности. – Мы вынуждены перейти в случае отдельных генераций на мазут, существенно поднимет стоимость электроэнергии, идти на другие ограничительные меры, и я уверен, что они будут продолжаться, согласно решению энергетического штаба, очень короткое время. Уже с третьего числа нас ждет потепление, которое начинается с востока, с юга, и ситуация полностью будет под контролем», – убеждал Порошенко.
Но в действительности все далеко не так оптимистично, как пытаются убедить первые лица государства, считает Главком.
Экстремальный эксперимент
В подземных газовых хранилищах на начало марта сохранялось почти 10 млрд кубометров газа – этого объема было бы вполне достаточно, если бы «Газпром» не начал газовую блокаду. Запасы газа нужны для регулирования давления в газотранспортной системе (ГТС), ведь чем сильнее морозы, тем больше ежесуточные объемы потребления как в Украине, так и в странах Евросоюза, куда российский газ поставляют украинские магистрали. Давление в ГТС на западных границах Украины всегда должно соответствовать установленным нормам, и Украина их обеспечивает благодаря тому, что поднимает из подземных хранилищ необходимые объемы газа. Наличие дефицита газа в ГТС ставит под сомнение выполнение указанных требований, но Украина при любых условиях обещает выполнить свои экспортные обязательства по транзиту газа в страны Евросоюза, резко ограничив собственное потребление газа.
В первые два дни марта сформировался устойчивый дефицит ресурса в сети, то есть, газа не хватает для стопроцентного покрытия потребностей потребителей. Арифметика довольно проста:
пиковая суточная потребность потребителей в морозные дни – 200 млн кубометров,
источники покрытия: отбор из хранилищ – 115 млн кубометров (это максимум, что можно отобрать по техническим показателям хранилищ) добыча – 57 млн куб м; импорт – 0,9 млн.куб м. Всего поступления – 173 млн куб м. Суточный дефицит – 27 млн кубометров, а не 15-20, как заявил министр Носилки.
Срок кризисной ситуации – со 2 по 6 марта.
В течение этого периода планируется:
– замещения дефицита газа путем перехода объектов электрогенерации на использование резервного топлива – мазута. В результате прогнозируемая экономия – 9-12 млн кубометров;
– ограничения на 10% подачи газа для крупных промышленных предприятий и средних потребителей, которые используют газ в качестве сырья;
– каникулы в учебных заведениях, изменение температурного режима в помещениях.
Объемы газа удастся сэкономить за счет ограничительных мер, точных данных нет. Итак, существуют риски несанкционированного отбора газа из транзитного потока в страны Евросоюза, ведь труба одна, а газа для Украины не хватает. Именно с этой целью по указанию Кремля и начато газовую блокаду, чтобы потом обвинить Украину в том, что она «тырит газ» (любимая цитата Путина). Есть также вероятность аварийной остановки объектов энергетической и газотранспортной системы, а следовательно, сбой поставок газа потребителям.
По мнению экспертов, предотвратить такую ситуацию можно было бы заранее, если бы «Нафтогаз Украины» осуществлял мониторинг погоды и достоинству оценил ее влияние на потребность в природном газе.
Для надежной работы ГТС, запас газа в трубе должен составлять 1000 млн кубометров (плюс – минус 300 млн куб м – резерв для покрытия пиковых потребностей). Чтобы достичь этих показателей, «Нафтогаз» должен планировать резервные импортные поставки газа из Европы, а не рассчитывать только на поступления из страны-агрессора, ведь это противоречит требованиям «Национального плана действий», утвержденного в 2015 году.
Сейчас текущие объемы запаса газа в трубе – 700 млн кубометров, то есть, только 70% от минимально необходимого объема (1000 млн куб м) – этих объемов недостаточно для стабильной работы ГТС. Текущие режимы отбора газа из хранилищ – критически максимальные, в результате чего происходит обводнение пластов хранилищ, что приводит к снижению их герметичности, а следовательно к большим потерям.
«Я считаю, что «Нафтогаз »должен быть более осмотрительным и более четко понимать, что надо было создавать запасы для таких неопределенных ситуаций … Надо было сделать 10-14 дневный запас, работая с европейскими поставщиками. Этого не было сделано, поэтому есть проблема», – не упустил возможность упрекнуть руководству« Нафтогаза »Владимир Гройсман на вышеупомянутом брифинге.