В начале 90-х прошлого столетия молодой украинский бизнесмен Владимир Фалько обратил внимание, что сахарные заводы испытывают сложности с продажей патоки (отход при производстве сахара) на экспорт. Спрос есть, но возможность грузить на морские суда отсутствует. Родилась идея построить в Николаеве морской терминал по отгрузке патоки. Так возникла компания “Укрпищесбытсырье”.
Быстро поладили с руководством тогда еще госпредприятия “Николаевский глиноземный завод” (НГЗ) и договорились использовать его причалы. Тем более для завода это было очень выгодно, услуги за пользование причалом хорошо оплачивались, да и основной деятельности работа терминала не мешала.
К 1994 г. предприятие заработало, отгружая на экспорт первые судовые партии мелассы и став первым частным морским терминалом страны. Терминал развивался. К перевалке патоки добавилось масло. Были проинвестированы несколько десятков миллионов долларов и созданы сотни рабочих мест. Один из немногих примеров, когда интересы государства, народа Украины и частного бизнеса совпали.
Ныне продукцию, отгруженную с терминала, знают в десятках стран мира на всех континентах. Сегодня предприятие в основном переваливает растительные масла, обеспечивая 22–23% их совокупного украинского экспорта. Оно превратилось в самый мощный пищевой наливной терминал на Черном море, с высочайшим уровнем автоматизации и механизации, который может отгружать на судно до 700 тонн наливных грузов в час, а в год — переваливать до 1,5 млн тонн.
Осознавая, что бизнес должен быть социально ответственным, “Укрпищесбытсырье” постоянно помогает школам, больницам, детсадам, театрам, а также ветеранам, спортсменам, больным и малообеспеченным людям. Сам Владимир Иванович был президентом баскетбольного клуба “Николаев”, сейчас помогает городской гандбольной команде “Реал”, поддерживает футбол.
Существенный вклад вносит “Укрпищесбытсырье” и в волонтерское движение, регулярно оказывая помощь украинской армии. Компания передавала военным грузовой транспорт, ежемесячно отправляет продукты на передовую, снабжает электрогенераторами, бензопилами и другой необходимой техникой защитников Мариуполя.
И все бы ничего, но… В 2000 г. НГЗ попал, как говорят в народе, под “прихватизацию” и за соблазнительную цену отошел компании “Украинский алюминий” (дочерняя компания “Русского алюминия”). Ныне НГЗ принадлежит Объединенной компании “Русал”. Президентом совета директоров “Русала” является российский олигарх Олег Дерипаска, который с личным состоянием 5,2 млрд долл. США в 2017 г. занял 23-ю строчку в списке 200 богатейших бизнесменов России, и которому США с 2006 г. отказывают в выдаче визы…
Что известно об этом человеке?
Обычная биография российского олигарха периода начального накопления капитала: первые миллионы из ниоткуда, вхождение в семью Ельцина (его жена, Полина Валентиновна Дерипаска, является дочерью Валентина Юмашева, главы президентской администрации Бориса Ельцина и мужа дочери Ельцина Татьяны Дяченко), ваучерная приватизация стратегических активов и верное служение Путину. А еще подозрения в связях с организованной преступностью (см. Википедия) и отмывании денег в Европе и США…
Среди прочих активов О.Дерипаски, в настоящее время Украина ввела специальные санкции против “Группы ГАЗ” и “Русала”. К “Русалу” применили временное ограничение права пользоваться принадлежащим ему имуществом, ограничение торговых операций на территории Украины, предотвращение вывода капиталов за пределы Украины…
А чего стоит история с приватизацией Запорожского алюминиевого комбината, который государство было вынуждено национализировать, так как это предприятие “эффективные” российские собственники превратили в руины. ЗАлК — предприятие полного металлургического цикла, он был единственным в Украине производителем первичного алюминия, легированных сплавов на его основе, кристаллического кремния, ферросилиция и силумина. Трудно даже себе представить, что на начало 2016 г. обязательства компании превышали стоимость ее активов на 5,48 млрд грн. Главная причина убыточности — полная остановка производства (в 2015 г. ЗАлК вообще не реализовывал продукцию).
Но речь сейчас о другом активе компании “Русал” — Николаевском глиноземном заводе, который, судя по всему, стремительно превращают в базу для особой территории “Русала”.
Вот что говорит по этому поводу генеральный директор ООО “Терминал-Укрпищесбытсырье”, народный депутат Украины пятого созыва Владимир Фалько, который непосредственно столкнулся с этим явлением:
“Просто удивительно, как иностранцы получают землю в портах, которую не могут получить украинцы, а то и весь порт целиком. С приходом на НГЗ российская компания “Русал” очертила, что можно украинцам, а что нельзя. Через суды эти собственники “прихватили” всю логистику и коммуникации, ведущие в Днепро-Бугский порт.
Дальше — больше. Они получили порт в аренду, говоря прямо — присвоили за некорректную арендную плату. А Фонд госимущества Украины вроде бы “просмотрел” сроки аренды, и в прошлом году “Русал” пролонгировал ее еще на пять лет — без конкурса, без учета интересов украинских экспортеров.
Теперь де-факто только Москва решает, кому работать в украинском порту, и устанавливает ставки. Так, ООО “Терминал-Укрпищесбытсырье” установили ставку 1,44 долл. портового сбора с каждой тонны переваленного груза, хотя это сборы государственные, и именно государство должно их устанавливать. Для сравнения: в других портах терминалы платят от 24 до 60 центов с тонны, причем именно государству. А “Укрпищесбытсырье” платит “Русалу”, да еще примерно на доллар больше. Выходит, государству эти деньги не нужны. Добавлю, что если бы к самому “Русалу” применить аналогичную ставку портового грузового сбора, то собственники НГЗ были бы вынуждены платить украинскому государству 7 млн долл. в год.
В этом году ООО “Терминал-Укрпищесбытсырье” заплатит россиянам около 30 млн грн. За эти деньги они смогут оплатить ФГИ аренду, а свои 4 млн тонн грузов перерабатывать в порту фактически бесплатно. За наши же деньги они могут закупить в школы парты, компьютеры или поставить окна, провести какой-то экологический конкурс, реально экологии пользы не приносящий, и расписать в СМИ свои социальные проекты. Мелкие подачки возводятся в ранг выдающихся социальных инициатив, которые они весьма символично назвали “Территория “Русала”. Такое вроде бы безобидное название. Привыкайте. Это уже не Украина. Это “Русал”.
А кто анализировал условия приватизации, как они выполнены, куда делась социальная сфера: жилфонд, профилакторий, детский лагерь, наконец, бассейн “Водолей”?
Тем временем готовится документация для приватизации земли, а в порт не пускают таких инвесторов, как наше предприятие. И все наши попытки, многие годы переговоров в Москве, Киеве и Николаеве заканчиваются категоричным: “Нет! Это наше”.
А почему? Да потому, что они уже ждут отмашки властей на приватизацию портов. И тогда, искусственно избавившись от конкурентов, окончательно заберут и сам порт в полном объеме, и его земли. И тогда уже будет “территория “Русала” в полном смысле слова — государство в государстве на украинской земле: своя таможня, своя граница, властвуй, хоть российские крейсеры швартуй!
Под прикрытием старых актов еще государственного НГЗ захвачены земли защитной косы в порту. Уже приватизирован причал №31, так называемый причал патоки, который проектировало и начинало строить наше предприятие. Но нам ФГИ отказал в приватизации, ссылаясь на закон, запрещающий приватизацию гидротехнических сооружений в порту, даже бессмысленно простаивающих годами объектов незавершенного строительства. А через год “Русал” чудесным образом приватизировал этот причал. Так он и стоит уже полтора десятка лет — в готовности 90%, поросший камышами, кустарником и деревьями и постепенно разрушающийся, как и другие причалы. Выходит, для одних действует закон, а для других — принцип “чего изволите, господа”?
Получается, для “Русала” в Украине — другие, особенные законы. И делается это все руками самих же украинцев — чиновников разных уровней, ведущих себя, как прихвостни. Самое удивительное, что все молчат: и СБУ, и прокуратура, и ФГИ, и депутаты, и чиновники, и СМИ, и профсоюз Николаевского морского порта, в структуру которого входит Днепро-Бугский морской порт, и политические силы всего спектра — от “Правого сектора” и “Свободы” до “Оппозиционного блока”. Как только дело касается интересов российских собственников НГЗ, весь наш патриотизм как-то странно угасает. Не слишком ли дорого обходятся Украине рабочие места для ее граждан на этом заводе? Кстати, сейчас их около 2,5 тыс., хотя до приватизации было намного больше…”.
Вот и получается, что российский олигарх со специфической репутацией руками другого россиянина — директора Мирного, а также коммерческого директора Рылова и других прислужников просто душит успешное украинское предприятие. Они прекрасно понимают, что если одесские конкуренты господина Фалько платят в четыре раза меньше за причал, то ситуация, когда Владимиру Ивановичу придется закрыть свое предприятие и выставить рабочих на улицу, — это только вопрос времени.
А, может, в этом и есть весь замысел? Измотать владельцев, а затем приобрести за бесценок один из лучших портовых активов страны?
Хотелось бы задать вопрос нашей власти. Почему мы позволяем хозяйничать у себя в стране тем, кто подозревается в связях с мафией (см. Википедия) и устанавливает свои собственные порядки, разрушая лучшие украинские предприятия?
Запорожье с ними уже попрощалось, не пришла ли пора Николаева? И вопрос этот не риторический. Совсем недавно глава Николаевской ОГА Алексей Савченко на круглом столе, инициированном депутатами Верховной Рады, поднял вопрос проверки Госкомиссией законности приватизации Николаевского глиноземного завода…
Источник: Александр Шкопа, «Зеркало недели»
Как сообщало «Інше ТВ», в апреле 2017 года Николаевский губернатор Савченко требует создать следственную комиссию для изучения приватизации НГЗ и разработать механизм реприватизации. Также сообщалось, что в июле сего года Кабмин передал «Терминалу-Укрпищесбытсырье» в аренду на 49 лет почти 8 га земли Николаевского лесхоза (ДОКУМЕНТ)