Украина будет готова предложить “Газпрому” большую скидку за транспортировку российского газа через ее территорию. Коммерческий директор компании “Нафтогаз України” Юрий Витренко в интервью информагентству DPA заявил, что тариф на транспортировку российского газа через Украину может быть снижен в 10 раз. Произойти это может уже с 2020 г., после того как закончится действующее соглашение о транзите российского газа через территорию Украины и будет подписано новое.
Казалось бы, катастрофа! Однако на самом деле снижение тарифов для “Газпрома” — это никакая не зрада и вот почему. В последнее время тариф на транзит российского газа подвергался изменениям — кроме его повышения, Украина перешла на европейский принцип тарифообразования, установив так называемые тарифы на вход и на выход из газотранспортной системы. Тариф на выход, который касается транзита российского газа через территорию Украины, с 1 января 2016 г. составляет от $16,74 до $32,80 за 1 тыс. куб. м. Это очень много, если учесть, что цена российского газа для европейских потребителей на конец 2016 г. составила около $180 за 1 тыс. куб. м. Другими словами, транзитный тариф только на конец прошло года, по грубым расчетам, составлял от 10 до 18% от цены самого газа.
Столь резкое снижение тарифа на транспортировку станет возможным благодаря тому, что руководство “Нафтогаза” решило применить ускоренную амортизацию украинской ГТС с оглядкой на предположение, что Россия может прекратить ее использование после 2020 г. То есть раз РФ угрожает отказаться от нашей трубы, то Украина включила в нынешний тариф всю амортизацию ГТС за оставшийся до 2020 г. срок. Таким образом, по состоянию на сегодня тариф на транзит газа существенно вырос, но после 2020 г. он может еще более существенно снизиться.
Сладкий пряник
Снижение тарифов на транзит в 10 раз — это экономический аргумент, которым “Нафтогаз” пытается заманить в украинскую ГТС не только “Газпром”, но и европейских покупателей газа. Если европейские партнеры “Нафтогаза” захотят после 2020 г. покупать российский газ на украинско-российской границе, а не на западной границе Украины, как это происходит сейчас, то стоимость транспортировки топлива по нашей территории для них будет существенно ниже. Юрий Витренко обещает, что украинские тарифы будут столь дешевыми, что транспортировать газ через нашу страну будет намного выгоднее, чем гнать его по маршруту “Северный поток-2” из России прямо в Германию.
Снижением тарифов в 10 раз Украина рассчитывает выбить еще одну опору из-под “Северного потока-2”, которым “Газпром” грозит оставить ее без транзитного заработка. Если в 2016 г. российский монополист через Украину транспортировал около 82 млрд кубометров, заработав 1,8 млрд евро, то через “Северный поток-1” он прокачал 43,8 млрд куб. м газа. Однако в случае ввода в эксплуатацию “Северного потока-2” практически весь российский газ пойдет в Европу по газопроводам в обход Украины, и, как рассчитывают российские власти, на долю украинской ГТС останется в лучшем случае 15 млрд куб. м газа в год.
Западный маневр
Польше, традиционному противнику строительства “Северного потока-2”, в начале мая удалось привлечь на свою сторону страны Балтии. Премьер-министр Польши Беата Шидло заявила 9 мая по результатам встречи глав правительств стран Балтии и Польши в Таллинне, что страны выступят единым фронтом против “Северного потока-2”. При этом польский премьер отметила, что Европейская комиссия должна занять принципиальную позицию и распространить правила европейского энергетического законодательства (так называемый Третий энергопакет) и на “Северный поток-2”.
По словам президента Центра глобалистики “Стратегия-XXI” Михаила Гончара, пока что Еврокомиссия не высказала однозначной позиции по поводу “Северного потока-2” — считает ли она, что этот проект также должен соответствовать требованиям Третьего энергопакета (что не позволит “Газпрому” полностью загрузить этот газопровод и лишить Украину транзитных объемов), или же умывает руки (чем развяжет руки “Газпрому” и некоторым европейским компаниям, которые хотят поучаствовать в строительстве газопровода).
В конце апреля “Газпром” сообщил о подписании соглашения о финансировании строительства газопровода “Северный поток-2” с группой компаний — французской Engie, австрийской OMV, нидерландско-британской Shell и германскими Uniper и Wintershall. По данным российского монополиста, европейские компании якобы возьмут на себя половину расходов по проекту, общая стоимость которого составляет 9,5 млрд евро. Каждая из западных компаний якобы вложит в “Северный поток-2” по 950 млн евро, остальные 50% затрат лягут на плечи “Газпрома”.
Однако пока Еврокомиссия не высказалась определенно по поводу “Северного потока-2”, ни одна из вышеперечисленных европейских компаний не рискнет вложить в него ни одного евро. Гончар пояснил, что для участия в проекте они вынуждены будут привлекать кредиты, риски по которым придется страховать. Страховые компании в условиях непонятной позиции Еврокомиссии загнут такие проценты по страхованию кредитных рисков, что этот проект для его европейских участников станет просто экономически не выгодным.
Поэтому в сложившейся ситуации “Нафтогазу” следует занять более жесткую позицию: заявить западным партнерам, что тарифы на транзит российского газа по территории Украины будут кардинально снижены после 2019 г., но есть условие — нужно заключить с “Газпромом” контракты на покупку газа на украинско-российской границе, а также соглашения о его транспортировке с “Нафтогазом” уже сейчас, не дожидаясь ввода в эксплуатацию “Северного потока-2”.
“Нафтогаз” при этом должен поставить условие, что его предложение действительно до окончания срока действия текущего контракта на транзит газа.
“Газпром” не успеет к 2019 г. построить ни “Северный поток-2”, ни “Турецкий поток”. Ведь уложить трубу по дну моря — это максимум 20% от необходимых работ, нужно еще построить инфраструктуру и провести пусконаладочные работы”, — отметил Гончар.
Если посмотреть, как “Газпром” вводил в эксплуатацию “Северный поток-1” и “Голубой поток”, то запуск “Северного потока-2” на проектную мощность возможен не ранее 2021 г. Другими словами, Украина имеет еще около трех лет, чтобы вставить побольше палок в колеса “Северного потока-2” и сделать все возможное для минимизации негативных последствий от запуска обходных газопроводов или сделать их существование бессмысленным.