На прошлой неделе синхронно с обысками у ТИСа пришел обыск и у Владимира Шульмейстера, бывшео первого заместителя министра инфраструктуры.
Экс-чиновник связал следственные действия с хозяйственной деятельностью в т. ч. и ООО СП «НИБУЛОН». «…Приказ (316 МИУ, принятый в 2015) касается компенсации (беспроцентной и растянутой во времени) частным операторам портов, в первую очередь «Нибулона», «ТИС» и «Ника-Тера», которые инвестировали (вместо «АМПУ») свои средства на дноуглубление государственной акватории…», – прокомментировал ситуацию на своей странице в ФБ Владимир Шульмейстер.
ООО СП “НИБУЛОН” официально сообщает, что указанная информация не соответствует действительности.
“В частности, В. Шульмейстер вспоминает лишь приказ Министерства инфраструктуры Украины № 316 «О портовых сборах», который был принят 27.05.2013. Но на то время он вообще не работал в Министерстве или в любом другом органе власти.
Поэтому можно предположить, что в рамках досудебного расследования уголовного производства следователей СБУ мог заинтересовать не столько приказ № 316, сколько изменения в него, внесенные приказом Министерства инфраструктуры Украины от 24.07.2015 № 281 «О внесении изменений в приказ Министерства инфраструктуры Украины от 27 мая 2013 года N 316», принятым именно в тот период времени, когда Владимир Шульмейстер занимал должность первого заместителя министра инфраструктуры Украины.
Ведь именно приказом Министерства инфраструктуры Украины от 24.07.2015 № 281 к приказу от 27.05.2013 № 316 были внесены изменения, на основании которых фактически произошло перераспределение корабельного сбора, который ГП «Администрация морских портов Украины» осуществляет в морском порту «Южный» с судов заграничного плавания, в результате чего ООО «ТИС-Контейнерный терминал» и ООО «ТИС-Руда» получили возможность взимать корабельный сбор.
Ключевое отличие гидротехнических сооружений, принадлежащих ООО СП «НИБУЛОН», от дноуглубления, выполненного частными компаниями в акватории морского порта «Южный», заключается в том, что корабельный сбор за использование операционной акватории причала (причалов) терминала ООО СП «НИБУЛОН» осуществляется обществом в порядке и в размере, определенных приказом Министерства инфраструктуры Украины от 27.05.2013 № 316, согласно части четвертой статьи 22 Закона Украины «О морских портах Украины», на том основании, что общество является собственником гидротехнического сооружения – операционной акватории причала (причалов), размещенной вне границ морского порта на земельных участках, предоставленных обществу в аренду в установленном законом порядке, право собственности на которую на законных основаниях зарегистрировано за ООО СП «НИБУЛОН», которое внесено в соответствующие реестры гидротехнических сооружений.
Взимания компанией «НИБУЛОН» указанных выше портовых сборов регулируется исключительно приказом от 27.05.2013 № 316 и приказом от 24.07.2015 № 281. Любые изменения в соответствующие положения не вносились, а их законность ни одним органом контроля или правоохранительным органом под сомнение не ставится.
Иными словами, приказ Министерства инфраструктуры Украины от 24.07.2015 № 281, который стал предметом внимания следователей СБУ, никоим образом не касается взимания корабельного сбора за пользование операционной акватории причала ООО СП «НИБУЛОН».
Дело в том, что с принятием приказа от 24.07.2015 № 281 доходы государственного предприятия от корабельного сбора с судов, выполняющих грузовые операции у причалов частных стивидорных компаний, сократились вдвое.
В то время как взимание корабельного сбора ООО СП «НИБУЛОН» не приводит к уменьшению доходов ГП «Администрация морских портов Украины» и к потерям доходов Государственного бюджета.
Отдельно следует напомнить, что гидротехнические сооружения морского транспорта, эксплуатируемых ООО СП «НИБУЛОН», расположены вне границ морских портов, и общество не инвестировало средства в углубление акватории морского порта, а потому и не может претендовать на их возврат.
В публикации В. Шульмейстера внесение изменений в приказ от 27.05.2013 ошибочно или умышленно отождествляется с компенсацией частным операторам портов расходов на углубление акватории морского порта.
Так, согласно статье 27 Закона Украины «О морских портах Украины», компенсации инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры являются объектами государственной собственности, осуществляется на основании соответствующих договоров, заключаемых «Администрацией морских портов Украины» и инвесторами в порядке и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины. Но на сегодня порядок компенсации инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры, которые являются объектами государственной собственности, Кабинетом Министров Украины не определен.
Впрочем, приказ Министерства инфраструктуры Украины от 24.07.2015 №2 81 не может его подменять, поскольку это может привести к тому, что государство будет компенсировать такие инвестиции дважды: впервые – в составе портовых сборов, второй раз – путем непосредственной компенсации инвестиций на основании статьи 27 Закона Украины «О морских портах Украины».
Странным сообщение В. Шульмейстера выглядит еще и потому, что льготные условия для ведения бизнеса частными стивидорными компаниями приказом Министерства инфраструктуры Украины от 24.07.2015 № 281 были введены именно для морского порта «Южный», в котором для судов, которые заходят для выполнения операций по погрузке/выгрузке генеральных и навалочных грузов, субъектом, который взимает портовые сборы, ГП «Администрация морских портов Украины» уже установило и применяет скидку со ставок всех видов портовых сборов в размере 50 процентов (пункт 1.9 Порядка взимания и размеров ставок портовых сборов, утвержденного приказом Министерства инфраструктуры Украины от 27.05.2013 № 316).
В то же время судоходные и стивидорные компании, осуществляющие свою деятельность в морских портах Николаев и Херсон, лишены права на применение скидок, из-за чего упомянутые морские порты являются самыми дорогими в мире по уровню дисбурсментских расходов, что негативно влияет на их конкурентоспособность в международной торговле.
По нашему мнению, на фоне того, как «умело» ГП «Администрация морских портов Украины» проводит тендеры на углубление морских акваторий и каналов и манипулирует ставками портовых сборов, описанные обстоятельства наглядно демонстрируют, как работает это государственное предприятие, и насколько «прозрачной» и «полезной» является его деятельность для государства и бизнеса.
Таким образом, компания считает, что следственные действия в отношении В. Шульмейстера никоим образом не связаны с деятельностью ООО СП «НИБУЛОН», – сообщили в компании.