С 2014 года Министерство финансов Украины пытается “протолкнуть” через Верховную раду новое законодательное оформление лотерейной деятельности, которое из-за множества моральных, лоббистских и коррупционных моментов пока не находит поддержки у парламентариев. В то же время выполнение требований действующего закона о государственных лотереях также игнорируется. В частности, министерство отказывается разрабатывать лицензионные условия и выдавать лицензии операторам рынка – все это якобы не имеет смысла до принятия нового законодательства. Подобная позиция регулятора уже привела к финансовому спаду на лотерейном рынке и снижению отчислений в Государственный бюджет Украины. Однако чиновников это не беспокоит – ответственности за свои действия они не несут.
С приходом новой власти попытки упорядочить сложившийся лотерейный рынок почему-то свелись исключительно к его разгрому.
Первый постреволюционный министр финансов Александр Шлапак посчитал, что государство от лотерейной деятельности получает недостаточно средств, и это нужно в корне менять. Методы были выбраны “большевистские” – все старое разрушить до основания и начать с чистого листа.
Операторам рынка отказали в продлении лицензий и стали требовать от них прекращения деятельности по выпуску и организации лотерей. Для убедительности сначала министр призвал бойкотировать лотереи, не играя в них, а затем правоохранительные органы под предлогом борьбы с нелегальным игорным бизнесом начали массово закрывать точки обслуживания игроков, изымать средства, билеты, оборудование.
Однако юридические основания для подобных действий оказались, мягко говоря, сомнительными.
Во-первых, остаются в силе переходные положения действующего закона Украины “О государственных лотереях” от 2012 года, которые позволяют операторам продолжать свою работу до разработки новых лицензионных условий.
Во-вторых, попытки изменить законодательную базу в лотерейной сфере при Шлапаке так и не увенчались успехом, хотя в парламенте было инициировано около полутора десятка различных законопроектов. Все они были забракованы еще на стадии рассмотрения парламентскими комитетами из-за выявленных лоббистских и коррупционных рисков.
Для защиты законных интересов оператор государственных лотерей “М.С.Л.” выиграл более 300 судов, и позже изъятое у лотерейных компаний тихонько вернули назад.
Пришедшая на смену Шлапаку Наталья Яресько и ее заместитель Елена Макеева, как кураторы лотерейной сферы в министерстве, также хотели радикально подойти к решению вопроса. Минфин попытался убрать существующих операторов лотерей благодаря законопроекту о легализации всего игорного бизнеса, несмотря на запрет азартных игр в 2009 году. Предложенные условия делали невозможной их дальнейшую деятельность, что обуславливалось дополнительными финансовыми и другими регуляторными требованиями.
Как уже писал “Апостроф”, законопроект ставил целью монополизировать игровую сферу крупным зарубежным оператором, при этом возрождались абсолютно все виды азартных игр, способных в дальнейшем создать в стране немало социальных проблем.
“У нас 2,5 млн украинцев не имеют работы, минимальная заработная плата опустилась ниже $50, то есть ниже, чем в бедных африканских странах. И здесь правительство предлагает выход – вернуть на улицы автоматы и казино. Хочу сказать, что эти однорукие бандиты вынесут последнее из домов”, – отметил тогда член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Михаил Головко.
Здравый смысл, к счастью, в Верховной раде возобладал, и это “детище” Минфина было признано парламентариями несвоевременным и не соответствующим антикоррупционным требованиям.
В чем действительно преуспели “реформаторы”, так это в методическом уничтожении сложившегося лотерейного рынка. Вопрос с лицензиями по-прежнему не решается, хотя, согласно положениям закона “О государственных лотереях в Украине”, Минфин как уполномоченный орган должен был в течение трех месяцев после принятия законодательного акта в 2012 году разработать необходимые подзаконные акты и тем самым урегулировать рынок, наладив также контроль за ним. С тех пор прошло почти четыре года, однако никаких результативных действий со стороны центрального органа исполнительной власти сделано не было. Игнорируются не только многократные обращения операторов лотерей о выдаче новых лицензий, но и остаются без внимания обращения по этому поводу других государственных инстанций, в частности налогового ведомства и регуляторной службы.
Кроме того, благодаря стараниям украинских чиновников ко всем трем операторам рынка применили троекратное налогообложение, резко сократившее количество желающих принимать участие в розыгрышах, а две компании – ООО “М.С.Л.” и ЧАО “Патриот” – даже включили в санкционные списки за якобы обнаруженный в структуре их собственности “российский след”. Теперь ООО “М.С.Л.” долго и утомительно пытается в украинских судах доказать неправомерность применения к нему данных санкций.
В результате лотерейный рынок почти полностью дестабилизирован, что привело к финансовому спаду и снижению отчислений в государственный бюджет.
По словам народного депутата Геннадия Кривошеи, он не понимает упорства Минфина. Действующий закон может не нравиться, и ничто не запрещает его менять, но при этом пока окончательно не приняты изменения, никто не освобождает государственных служащих от выполнения положений законодательства, действующего на данный момент.
“Если нет весомых причин для отказа, то необходимо продолжить существующим операторам срок действия лицензий. Возврат операторов в правовое поле к тому же выбьет почву из-под ног мошенников, ведь серое законодательное поле – идеальная среда для них”, – считает нардеп.
Бездумное реформирование, как в свою очередь считает народный депутат Павел Кишкарь, – это преступление.
“В реальных цифрах поступления в госбюджет от лотерейной деятельности в прошлом году уменьшились с 800 до 300 млн грн. Поэтому за эти полмиллиарда недостачи госпожа Макеева должна ответить”, – считает он.
Кроме того, на совести чиновников Минфина лежит и бурный рост нелегальных игр.
“Неконтролированный оборот средств в интернет-пространстве Украины оценивают в $1 млн в день. Это минимум 200-300 тысяч недополученных поступлений в госбюджет. А еще рост криминогенной ситуации. Это все взаимосвязанные вещи”, – отмечает Павел Кишкарь.
По мнению эксперта в сфере игорного бизнеса Зоряны Топорецкой, сегодня Министерство финансов вообще не может контролировать рынок, поскольку как уполномоченный государственный орган имеет право контролировать только субъектов лицензионной деятельности. А нет лицензий – нет контроля за рынком.
“Поскольку не выданы лицензии, и Минфин, как уполномоченный государственный орган не может контролировать субъектов лицензионной деятельности, лицензиатов, потому что у нас фактически лицензиатов нет, операторы действуют на основании переходных положений действующего закона. Другие же субъекты, пользуясь бездействием Минфина, отсутствием подзаконных актов, отсутствием лицензий у других операторов и видя ту безнаказанность и неурегулированность, используют это на свое усмотрение и начинают незаконно вести бизнес”, – объяснила эксперт.
Новый министр Александр Данилюк, заменивший 14 апреля нынешнего года Наталью Яресько, входит в курс дела в подконтрольной ему сфере. По его словам, специалисты ведомства изучат и проанализируют ситуацию, и только тогда предложат свои варианты решения. Эксперты надеются, что в скором времени государственные интересы будут учтены при разработке и воплощении в жизнь новой политики Минфина в отношении лотерейного рынка Украины.
Получается, что судьба утраченных бюджетных средств особенно никого не волнует. Политики и эксперты сходятся во мнении, что причина такого отношения – безнаказанность чиновников за принимаемые ими решения или бездеятельность.
Причем в Уголовном кодексе Украины есть целый раздел XVII, посвященный преступлениям в сфере служебной деятельности. Например, согласно ст. 367 “Служебная халатность”, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или государственным и общественным интересам, или интересам отдельных юридических лиц, наказывается штрафом от пятидесяти до ста пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Однако в украинском судебном производстве практически не найти впечатляющих фактов о наказании чиновников за служебные злоупотребления. Единственное известное дело, имевшее правовые последствия, – это пеший поход бойцов 53-й ОМБР, которых разместили на полигоне “Широкий лан”, до Николаева в связи с плохими условиями проживания на полигоне. После возникшего громкого скандала четырех руководителей 53-й бригады и оперативного командования “Восток” по решению Николаевского райсуда отправили на гауптвахту до 10 суток за ненадлежащее обеспечение условий для военных. В Минобороны также идет подготовка документов об увольнении с военной службы за халатное отношение к должностным обязанностям заместителя начальника управления-главного инженера Юго-Восточного территориального квартирно-эксплуатационного управления полковника Сергея Гаврилюка. Его обвиняют в срыве сроков работ по капитальному ремонту, переоборудованию и введению в эксплуатацию столовой на полигоне “Широкий лан”.
На лотерейном же “полигоне” за причиненные государству убытки на сумму в полмиллиарда гривен – никаких последствий.
В некоторых странах чиновники головой отвечают за должностные преступления. По китайскому телевидению время от времени демонстрируют публичные расстрелы провинившихся государственных функционеров. По оценкам международной правозащитной организации Amnesty International, с 2000 года в Китае расстреляны за злоупотребления около 10 тысяч чиновников, причем нередко здесь казнят за преступления, за которые в других странах наказывают куда более мягко, – к примеру, за действия, приведшие к расхищению государственных фондов и имущества, служебную халатность, взяточничество.
Успешным ненасильственным противодействием злоупотреблениям власти могут похвастаться только в развитых странах мира. Это прежде всего четкая система взаимодействия права, национальных традиций и механизмов контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества.
В Швеции и Германии, например, наиболее эффективной оказалась служба омбудсменов. Здесь действуют несколько таких институтов: по надзору за судами, прокуратурой и полицией, по социальным вопросам – образованию, здравоохранению, налогам, транспорту. Есть Омбудсмен по делам потребителей и отдельно по делам экономической свободы. Практически все сферы жизни общества охвачены контролем, и население решает свои проблемы именно через омбудсменов. На эти должности избираются известные в обществе люди, и в их обязанности входит прием жалоб граждан на действия государственных органов, их сотрудников и других должностных лиц, проведение кратких проверок и передачу дел в прокуратуру для официального расследования.
Принцип ответственности чиновника за свои действия и неотвратимости наказания за злоупотребления очевидно сыграли не последнюю роль в успешности экономик этих стран.
Что же мешает его применению в Украине?
Источник: Апостроф