Снизив ставку Единого социального взноса (ЕСВ) до 22%, в правительстве ожидают, что бизнес поднимет зарплаты и уменьшит долю выплат “в конвертах”. Власти рассчитывают, что со временем начнется рост фонда оплаты труда, а следовательно произойдет увеличение отчислений в Пенсионный фонд. До этого момента дефицит ПФ будет покрываться за счет госбюджета. В некоторых компаниях, опрошенных “Апострофом“, подтверждают повышение окладов уже в этом году. Но лишь отчасти связывают это решение со снижением налоговой нагрузки. Прежде всего, зарплаты вырастут в компаниях с иностранными инвестициями, а также в секторе телекоммуникаций и сельского хозяйства. А вот в промышленности дела обстоят не лучшим образом.
На заседании Кабинета министров 23 марта премьер-министр Арсений Яценюк призвал бизнес повысить зарплаты персоналу и вывести фонд оплаты труда из “тени”. Премьер напомнил, что с 1 января текущего года была снижена ставка ЕСВ до 22% с 36,76-49,7%. Следовательно, считает Яценюк, бизнес получил дополнительные средства для повышения окладов своим работникам.
По оценкам эксперта “Реанимационного пакета реформ” Ильи Несходовского, общие затраты на оплату труда у компаний снизились на 10,8% (при минимальной ставке ЕСВ 36,76%), и на 18,5% (при максимальной ставке 49,7%).
Поступления от ЕСВ — это один из основных источников наполнения Пенсионного фонда (ПФ). Снизив соцвзнос, в Кабмине вынуждены были заложить в госбюджете свыше 144 млрд грн для компенсации ПФ. В январе-феврале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поступления с ЕСВ снизились на 6 млрд грн – до 19,8 млрд грн, сообщили в Государственной фискальной службе. Хотя плановый показатель на этой период был даже перевыполнен на несколько процентов.
В Кабмине дают понять, что от действий бизнеса будет зависеть сохранение текущих ставок ЕСВ. Недавно министр социальной политики Павел Розенко заявил, что ставки могут пересмотреть, если компании не будут создавать новые рабочие места и повышать зарплаты. Оставлять дырку в бюджете Пенсионного фонда на уровне 150 млрд грн правительство не рискнет, уверен Розенко.
У предпринимателей несколько иной взгляд на эту ситуацию. По словам директора департамента социальной политики Федерации работодателей Украины (ФРУ) Юрия Кузового, снижение ставки ЕСВ вовсе не значит, что у компаний сразу же появились дополнительные деньги. Скорее, удастся сократить затраты в будущем. К тому же, в прошлом году бизнес, соответствуя ряду условий, и так имел возможность платить ЕСВ с применением коэффициента 0,4, разъяснил Юрий Кузовой. А с 2016 года должен был применяться коэффициент 0,6. То есть, ставки в любом случае были бы ниже, чем действующие до 1 января. Скажем, при ставке 36,76%, применяя коэффициент 0,6, в итоге пришлось бы платить по ставке немногим более 22%, а при максимальной ставке 49,7% коэффициент позволил бы платить по ставке менее 30%. Следовательно, компании предполагали, что расходы на фонд оплаты труда и так снизятся.
“В финансовые планы нового бюджетного периода закладывали затраты на зарплаты с учетом ставки, которая будет снижена. Это один из аспектов, который не позволяет говорить, что снижение ставки ЕСВ до 22% однозначно перекочует в повышение затрат на зарплату”, – объясняет Юрий Кузовой. С другой стороны, по мнению собеседника, более вероятно сохранение зарплат на текущем уровне с увеличением официальных выплат и сокращением доли “в конвертах”.
Жертвы кризиса
Ситуация с оплатой труда в разных отраслях отличается. Так, в компаниях из промышленного сектора неохотно говорят на тему повышений. Топ-менеджер крупного предприятия из горно-металлургическом комплекса (ГМК) рассказал “Апострофу”, что в нынешнем году увеличения зарплат у них не было. “Компания не отрицает возможность пересмотра зарплат, но решение будет приниматься по результатам того, как проживем второй квартал. Кризис в ГМК продолжается”, – отметил собеседник, пожелавший не указывать свое имя и название компании в публикации.
В подобном тоне прокомментировали ситуацию в пресс-службе компании “АрселорМиттал Кривой Рог”, сообщив, что в нынешнем году зарплаты еще не пересматривали. Правда отметили, что в прошлом году размер среднемесячной заработной платы на предприятии превысил показатель 2014 года на 18,7%. “Несмотря на то, что сейчас предприятие работает в сложной финансово-экономической ситуации, связанной с падением цен на металлопродукцию на мировых рынках и с ростом тарифов на энергоносители, руководство “АрселорМиттал Кривой Рог” в 2015 году приняло решение о повышении тарифных ставок и окладов для дополнительной социальной защиты работников предприятия”, – заявили “Апострофу” в пресс-службе компании.
Кроме того, повышать оклады предприятия вынуждены, чтобы не допустить утечки персонала к конкурентам. “В химической индустрии по-прежнему существует острый дефицит кадров, и мы не можем позволить, чтобы высококвалифицированные профессионалы от нас уходили”, – сказал “Апострофу” финансовый директор GroupDF Cергей Сичкар. По его словам, в 2015-2016 годах компания проводила корректировку зарплат на своих заводах. “Средняя зарплата выросла для рабочих и инженерно-технического персонала”, – отметил Сичкар, правда, не уточнив, насколько.
Исключение из правил
По оценкам Юрия Кузового, в нынешнем году средняя зарплата может вырасти на 20%. Однако сложно сказать, какую лепту в этот в рост внесет снижение ЕСВ, учитывая, что компании и так, отталкиваясь от своих финансовых результатов, проводят пересмотр зарплат. “Гораздо оперативнее бизнес реагирует на удорожание стоимости жизни, повышая зарплаты, скажем, естественным путем, независимым от условий налогообложения”, – отметил Кузовой. Другой вопрос, что далеко не каждый бизнесмен может себе это позволить в условиях падения платежеспособности граждан.
Из тех компаний, которые подтвердили рост зарплат в конце 2015 года или в начале нынешнего, большинство так или иначе имеют иностранные корни. Как объяснил старший консультант отдела персонала компании Макдональдз-Украина Сергей Невмержицкий,в прошлом году компания дважды повышала оклады своим сотрудникам, в среднем на 26%. При этом, по словам Невмержицкого, изменения в законодательстве также учитываются при пересмотре зарплат. “Последнее повышение, когда тарифы работников ресторанов в среднем выросли на 26%, а оклады менеджеров — на 16%, произошло 1 марта нынешнего года”, – отметил Сергей Невмержицкий.
Начальник отдела экономического анализа и планирования компании “Нибулон” Евгений Дидык говорит, что у них в компании пересмотр окладов — также регулярная практика. “В 2015 году произошло повышение заработка работников компании от 30% до 90%. В марте 2016 состоялось очередное повышение заработка работников производственных подразделений в диапазоне 30-50%”, – говорит Дидык. При этом он уточнил, что вся сумма высвобожденных средств за счет снижения ставки ЕСВ была направлена на дополнительное повышение зарплат работников всех подразделений компании.
Как рассказала “Апострофу” пресс-секретарь компании Vodafone-Украина Виктория Павловская, все изменения в законодательстве будут учтены во время очередного пересмотра зарплаты. “Сейчас как раз завершается ежегодная оценка персонала, по результатам которой обычно принимаются решения по пересмотру заработной платы”, – говорит Павловская. По ее словам, процент повышения зарплаты для каждого сотрудника индивидуален и зависит от ряда факторов. Например, как давно повышали сотруднику зарплату, от текущей позиции оклада в диапазоне, характерном для занимаемой сотрудником должности, и от личных результатов. “Размер повышения был динамическим, мог достигать 15%”, – объясняют в Vodafone Украина, говоря о практике предыдущих лет.
И бизнес, и эксперты соглашаются, что снижение ЕСВ облегчило работу предприятиям, особенно тем, чьи отрасли экономики переживают не лучшие времена. Но, как отметил Юрий Кузовой, несмотря на жест доброй воли от правительства и парламента, бизнес все еще с опасением относится к подобного рода “подаркам”. Учитывая внезапность принятия этого решения, по мнению эксперта, ответная реакция от бизнеса в виде увеличения зарплат произойдет лишь со временем. Главное, чтобы правила игры снова не поменяли не в пользу бизнеса. Пока же наиболее вероятно, что компании, выплачивающие часть зарплат “в конвертах”, сократят теневую составляющую. Что уже можно будет считать положительным эффектом от снижения ЕСВ. Причем выиграют от этого, как сами работники, так и госбюджет.