Экс-глава НБУ Анатолий Гальчинский в интервью ZN.UA заявил о происходящем в Украине переразделе банковского капитала как одном из структурных звеньев “реолигархизации” экономики.
По его словам, новый цикл приватизации в условиях во многом искусственного обесценения инструментами девальвации производственных активов — составляющее звено этого же процесса.
“Банковский надзор, а это одна из основных функций НБУ, по своей сути не имеет ничего общего с милицейскими полномочиями. Когда на официальном уровне заявляют, что “план зачистки” реализован, а это более 60 банков — почти каждый третий, что у нас более тысячи банкиров имеют запятнанную репутацию, о каком авторитете банковской системы, а это основа основ ее дееспособности, то о чем тут можно говорить? А ведь речь идет о “красногвардейских атаках” по отношению к наиболее чувствительной и одновременно самой значимой жизнеобеспечивающей системе экономики. Регулятор не должен выступать в роли дровосека — рубить все с плеча. Не думаю, что этого не понимают руководители НБУ. В чем же причина?”, – задается вопросом банкир.
“Хотел бы ошибаться, но, как мне это видится, речь идет о доминантах приватного интереса, о переразделе банковского капитала как одном из структурных звеньев реолигархизации экономики. Новый цикл приватизации в условиях во многом искусственного обесценения инструментами девальвации производственных активов — составляющее звено этого же процесса. Пока можно говорить лишь о предпосылках реолигархизации, но эта тенденция просматривается со всей очевидностью. Важно упредить подобное. Будет весьма печально, если НБУ окажется системообразующим звеном этого процесса”, – заявил Гальчинский.
По его словам, механизмы “зачистки” увязываются НБУ с нарушениями банковского законодательства.
“С этим действительно надо бороться. Это функция НБУ. Но давайте и в этих вопросах опустимся на землю-матушку. В условиях полного разбалансирования экономической системы, более чем трехкратной девальвации гривни и соответствующего обесценения активов субъектов хозяйствования, в том числе и банков, говорить о стерильности банковских трансакций могут только чистоплюи. Речь не идет о криминале — это вопрос правоохранительных органов”, – рассказал экс-глава НБУ.
По его мнению, инициатива концентрации банковской системы должна исходить не сверху — от регулятора, а снизу — от рынка.
“До последнего времени рынок, я говорю сейчас далеко не только об Украине, формировал спрос не только на крупные, но и на средние и малые банковские учреждения. Мы не являемся исключением в этом — речь идет о типичной для условий интенсификации рыночных отношений ситуации. С этим нельзя не считаться. Посмотрите, что в этой связи происходит. В НБУ не говорят о банках, которые в условиях кризиса удалось поставить на ноги, упредить банкротство. А ведь это главное в банковском надзоре, который в цивилизованном мире неотделим от функции ЦБ — кредитора последней инстанции. А у нас — противоположное: основополагающий принцип надзора “помочь” культивируется как принцип “убрать”, – заявил Гальчинский в интервью.