В среду, 23 марта, на заседании правительства министр финансов Наталья Яресько презентовала отчет о выполнении государственного бюджета на 2015 год. Картина более чем радужная: план по доходам бюджета не просто выполнен, а перевыполнен, потратить удалось меньше, чем планировалось. Сократился и дефицит бюджета, уменьшился государственный долг.
Такие успехи Кабмина тем более удивительны, что после принятия бюджета в конце 2014 года эксперты называли заложенные показатели “нереалистичными”. Обвал национальной валюты, падение промпроизводства, сокращение экспорта и снижение цен на основные украинские продукты также не давали поводов для оптимизма.
Оказалось, все возможно. Для этого пришлось несколько раз пересматривать закон о госбюджете, меняя в нем планы доходов и расходов. Последний раз – в конце декабря. ЛІГА.net разобралась, как правительству удалось выполнить поставленные задачи и сможет ли Кабмин обеспечить выполнение бюджета-2016.
Несчастье помогло
Если брать сухие цифры, то достижения украинских властей впечатляют: в первом варианте бюджета были предусмотрены доходы в 475 млрд грн. Собрать удалось почти на 60 млрд грн больше – 534,6 млрд. Даже если учитывать многочисленные правки в главный финансовый документ страны, план по сборам перевыполнен на 2,6 млрд грн.
“Собрать такие суммы в казну позволили два ключевых фактора: девальвация национальной валюты и спровоцированная этим высокая инфляция, – считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. – После обвала гривни показатели бюджета были пересмотрены, впоследствии еще корректировались, и итоговый план оказался достаточно реалистичным”. Но сейчас можно говорить только о номинальных показателях выполнения бюджета. Для получения реальных данных пока недостаточно информации.
В том, что ключевую роль в наполнении казны сыграла инфляция, убежден и экс-министр финансов, народный депутат Виктор Пинзеник. “Чтобы выполнить бюджет, власти ввели инфляционный налог, – сказал он в интервью ЛІГА.net. – Налог, введение которого не требует принятия закона и острых парламентских дискуссий”.
Что имеет в виду нардеп? Инфляция привела к резкому увеличению поступлений по одному из бюджетообразующих налогов: НДС. Рост цен практически на все товары и услуги привел к поступлениям НДС выше запланированного уровня. А девальвация национальной валюты даже при падении импорта позволила увеличить уплату НДС при импорте за счет курсовой разницы.
Но девальвация и инфляция – не единственные факторы, повлиявшие на доходы казны. Эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский добавляет, что выполнить план по доходам помогло введение новых налогов: в частности, дополнительного импортного сбора и сбора с продажи подакцизной продукции. “Не стоит забывать и об изменениях в межбюджетных трансфертах, – добавляет эксперт. – В частности, в госбюджет перечисляют больший процент НДФЛ, ряд статей дохода перенесены из специального в общий фонд бюджета”.
Умеренный дефицит
Одним из ключевых успехов работы Кабмина Яресько называет сокращение дефицита бюджета: с 4,9% ВВП в 2014 году до 2,3% ВВП в 2015-м. В абсолютных цифрах – с 78 до 45 млрд грн. “Мы не допустили безответственного роста дефицита госбюджета в течение года, – заявила министр. – И одновременно с ростом расходов мы обеспечили сокращение дефицита в полтора раза по сравнению с 2014-м”.
“Сократить расходы и уменьшить дефицит удалось в первую очередь за счет заморозки повышения социальных стандартов: минимальной зарплаты, пенсий и других, – уверен Илья Несходовский. – Единственное и незначительное сентябрьское повышение реализовано благодаря не экономическому росту, а появлению в казне свободных средств после внедрения специальных НДС-счетов”. Также помог пересмотр бюджета после девальвации гривни в феврале-марте прошлого года.
Виктор Пинзеник отмечает, что сокращение бюджетного дефицита не всегда имеет положительный эффект. “В этом году бюджетная арифметика лучше, чем в прошлом. Но лучше ли она на самом деле? Не знаю, кого радует, когда прожиточный минимум (а это расходы) не реагирует на динамику цен. В результате мы стали свидетелями того, как нехватку денег покрывают за счет беднейших слоев населения”, – утверждает он.
Помимо заморозки повышения соцстандартов, сократить расходы позволили успешные переговоры о реструктуризации госдолга. Благодаря этому Украина списала часть задолженности, получила рассрочку на ее погашение и смогла сэкономить на обслуживании кредитов, отмечает Александр Жолудь. Несходовский называет еще несколько факторов. “Прежде всего это отказ от погашения пресловутого “кредита Януковича” в $3 млрд, а также затягивание с возмещением НДС и погашение переплаты налога на прибыль предприятий”, – напоминает он.
По его мнению, правительство в целом справилось с задачей, сумев хотя бы номинально сбалансировать бюджетные доходы и расходы. Отчасти в этом помогли факторы, на которые Кабмин не мог влиять, но и в таких условиях выполнить запланированные показатели – нетривиальная задача.
Туманные перспективы
В будущем году Министерство финансов рассчитывает на дальнейшее увеличение поступлений в бюджет: до 595,2 млрд грн, или на 11%. Будут увеличиваться и расходы. Расходная часть в законе о госбюджете на 2016 год – 667,8 млрд грн. На 16% больше, чем в 2015-м.
Но не факт, что в следующем году Кабмин сможет повторить успех нынешнего и выполнить заявленные показатели.
“В 2016 году падают доходы казны от перечислений НБУ и в два раза сокращаются поступления от импортного сбора, некорректно проводить сравнение 2015 и 2016 годов без учета этих обстоятельств”, – объясняет Пинзеник. Чтобы компенсировать потерю двух источников поступлений в бюджет, правительство должно собрать на 30% больше остальных налогов и сборов. Доходы казны попросту не могут вырасти на 30% при росте экономики на 2% и инфляции – на 12%, утверждает Пинзеник.
Сбалансировать потерю поступлений от НБУ и импортного сбора за счет инфляции в этом году, скорее всего, не удастся, признает Жолудь. “Такого большого роста цен, как в 2015-м, ждать не стоит, – говорит эксперт. – Реальные показатели инфляции к концу года, вполне вероятно, окажутся на несколько процентов выше запланированных, но разницы в разы не будет”. Согласен с ним и Илья Несходовский, который указывает, что в этом году не будет многократного повышения коммунальных тарифов, следовательно, не будет и причин для разгона инфляции.
Не будет предпосылок и для резкой девальвации гривни, допускает Несходовский. Но для этого не должно быть резких колебаний на внешних рынках и активизации боевых действий на Донбассе. Плюс ко всему Украина должна продолжить сотрудничество с МВФ и Всемирным банком.
Тем не менее, как полагает Несходовский, положительно на доходной части бюджета скажутся активизация экспорта и запланированное поэтапное повышение социальных стандартов. “Увеличение минимальной зарплаты и других выплат стимулирует потребление и внутренний товарооборот, что, в свою очередь, приведет к росту поступлений налогов в казну”, – говорит он.
Виктор Пинзеник настроен пессимистично. “По моим подсчетам, либо доходы завышены примерно на 40 млрд грн, либо инфляция будет выше планируемой: так же, как было и в этом году”, – резюмирует депутат.