Свою версию изложил на странице в “Фейсбуке” Александр Басюк, пока еще руководитель ГП “СМП “Октябрьск”.
“Возвращаясь к резонансному эфиру 5 канала (см. тут, – прим.ред.), хочу напомнить, как известный высокопоставленный «морской» чиновник торопил события: «…если мы за морским портом «Октябрьск», государственной стивидорной компанией, через ту или иную форму государственно-частного партнёрства не привлечем и не закрепим там современных, мощных, желательно, международных портовых операторов, то увеличение грузопотока мы не получим, мы даже можем его потерять».
А в чем собственно-то дело? К чему такая спешка? Все бы ничего, но чиновник стал участником серьезного группового медийного засева в головы портовиков путем необъективной трактовки правды и откровенной лжи. Считаю, надо бы пояснить, в чем дело.
А дело в деньгах! Не поверите. Ничего нового. Финансовым планом ГП «СМП «Октябрьск» на 2016 год предусмотрено получение дохода в размере 640 млн. 902 тыс. грн. Так вот, вопрос исключительно в том, получит ли эти деньги государственная стивидорная компания, заплатит ли при этом налоги, освоит ли капитальные инвестиции, либо этот доход «попилят» «псевдоинвесторы» – арендаторы, естественно, без указанных бонусов. Новых грузопотоков нет! Это знает высокопоставленный чиновник, но чего-то не договаривает почему-то. Речь идет о грузовой базе, наработанной государственным оператором, которую и будут «работать» арендаторы. Но об этом чуть ниже.
Теперь поподробнее. Во-первых, вышеупомянутый чиновник в спешке, совсем забыл, что, несмотря на агонию нашего правительства, у нас есть действующий министр, который совсем недавно заявил – на базе ГП «СМП «Октябрьск» планируется пилотный проект на основе концессии. Чувствуете разницу: аренда – не есть концессия!
Решение-то стратегическое, при этом уровень интеллекта и уровень занимаемой государственной должности не только должны совпадать друг с другом, но и соответствовать позиции министра, а также особенностям каждого конкретного государственного оператора в отдельности взятого, в отношении которого такое решение принимается. Что было возможно и желательно 20, 10 лет назад в Одессе – не факт, что приемлемо в 2016 году в «Октябрьске».
Во-вторых, аренда по своей правовой природе хороша с точки зрения пользования чужим имуществом, но никак не предназначена для серьезного инвестирования.
В-третьих, чиновник очень тщательно подбирал слова и выражения по поводу государственно-частного партнерства, но Закон «О государственно-частном партнерстве» почему-то ничего не говорит об аренде. При этом План развития предприятия предусматривает несколько инвестиционных проектов, в основном зерновых терминалов. Но нет, хотят очень быстро, всё (по частям, правда) и сразу, именно в аренду. Все остальное – прикрытие, высокие слова.
В-четвертых, о грузопотоке. ГП «СМП «Октябрьск» является не просто «прибыльным», вопреки желанию губернатора и Ко, оно еще успешно конкурирует с частными портовыми операторами, которые расположены в Украине и ориентируется на существующие грузопотоки. Учитывая, что в течение последних трех лет объем грузов, переваленных через порты Украины, падает (а это уже даже не вопрос отдельно взятой стивидорной компании, а экономической политики государства в целом), стивидоры борются между собой не за привлечение новых потоков, а за перераспределение старых (разговор о транзите сейчас опускаю).
Существующие портовые мощности в Украине позволяют перевалить грузов гораздо больше, чем Украина способна сгенерировать на экспорт и потребить извне. Именно речь и идет об элементах ВВП, который, к слову, по данным Минэкономразвития, за январь текущего года упал на 2,1%. Поэтому, когда чиновник говорит о необходимости «закрепления» за государственной стивидорной компанией частного оператора, он даже не лукавит. Здесь речь не идет об инвестировании, здесь речь идёт именно о «закреплении».
Кстати, для того, чтобы ГП «СМП «Октябрьск» могло достичь мощности по перевалке в 5 млн. тонн, необходимо осуществить ряд мероприятий по задействованию тыловых площадок и подъездных железнодорожных путей. Расчетный объем инвестиций составляет порядка 12 млн. долларов США. При этом не надо сдавать основные фонды в аренду, заявляя о неэффективности работы государственного портового оператора. Наоборот! Надо взять в аренду недостающую технику! Вот это я и доказывал последние полгода нашим чиновникам в министерстве. И об этом я говорил на презентации своего конкурсного предложения конкурсной комиссии. Наверное, кто-то меня забыл предупредить в свое время, что я должен работать на «слив» предприятия, а не на получение прибыли, как это требует Хозяйственный кодекс и Устав. И ещё, паспортная мощность предприятия – 2,570 тыс. тонн. Не 5 млн. тонн, и не – 30.
В-пятых, ГП «СМП «Октябрьск» уже теряет грузопоток. В основном, благодаря двум «грамотным» кадровым решениям. Новые решения, как я наблюдаю, уже на подходе.
В-шестых, подтекст комментария какой-то неадекватный: «керівництво не залучало приватних інвестицій». Министерством утвержден План стратегического развития. По нему и работаем. Всех потенциальных инвесторов принимали, приглашали, никто не жаловался. А вот желающим «попилить» всегда указывали нужный вектор направления движения. Не путайте, уважаемый чиновник, одно с другим. И инвестиций, кстати, тоже никто «не боится».
И возвращаясь к вопросу, а к чему такая спешка, хочется отметить, что уже есть законодательные подвижки в вопросе приватизации. Так, может, лучше продать? За очень дорого! Государство получит деньги!
Грустно то, что пока я занимаюсь полемикой на просторах Интернета, караван идет. Фонд государственного имущества обрабатывает заявки”.
Читайте также Ложь как инструмент государственной политики. Зачем врет Мериков о ГП СМП «Октябрьск»