Украинский малый бизнес — не абстрактный символ “европейского будущего” Украины, а сфера, которая создаёт рабочие места и платит налоги. Одна из перспективных отраслей — пивоварение и виноделие. Здесь малые производители создают качественную продукцию, конкурентную на внешних рынках. Но вместо поддержки от государства она получила новые преграды — высокую стоимость лицензии, которая “не пускает” продукт в торговые сети. Теперь страна может лишиться части перспективных компаний, которые платят налоги, приносят валюту и делают крутой продукт, сообщает businessviews.
Малый и средний бизнес даёт работу большинству украинцев …
В стране, где только зарегистрированных безработных полмиллиона, это столь же важно, как и налоговые поступления. Каждый работающий украинец позволяет бюджету сэкономить на пособиях.
… и производит большинство товаров
Небольшой бизнес обгоняет крупные компании по объемам производства.
Но быть маленькой компаний в Украине банально дорого — они тратят больше денег на соблюдение налогового законодательства, чем крупные
Не можешь реформировать, так хоть не мешай! Но и это не про Украину
Бедные страны, воюющие страны обычно развивают бизнес, чтобы стать богаче и не превратиться подобие африканских стран. Хороший бизнес-климат — стимул вкладывать деньги, даже несмотря на опасность.
У нас всё наоборот: Украина отпугивает инвесторов громоздкой бюрократией.В рейтинге простоты ведения бизнеса мызанимаем 83 место. Выше оказались бедная Молдова и постоянно воюющий Израиль, а Грузия заняла 24 позицию.
В нашей ситуации минимум, что должно государство — не создавать дополнительные помехи уже работающему бизнесу.
Отличный и грустный пример — уничтожение крафтовых пивоварен и виноделен: их заставили покупать дорогую лицензию
Крафтовые пивоварни — это маленькие частные пивоварни, которые производят пиво из классических ингредиентов, по авторским рецептам или воссоздают европейские сорта. Главные клиенты крафтовиков — любители премиального пива, ведь поллитровая бутылка в Киеве стоит в среднем 25-50 гривен. По подсчетам Гильдии крафтовых пивоваров, они занимают 6% рынка, но способны на большее — покупатели готовы платить за элитное пиво, поэтому в будущем они “оттянут” клиентов у крупных игроков.
У мелких виноделов ситуация похожая: производят пока мало, но продавать есть куда, ведь крымские коллеги ушли с украинского рынка. В частных виноградниках урожайность даже выше, чем в крупных хозяйствах.
Но вместо развития своего дела предприниматели вынуждены тратить деньги на покупку новой лицензии стоимостью 500 тысяч гривен — огромная для них сумма. Верховная Рада еще в прошлом году приравняла пиво к крепкому алкоголю, и теперь для оптовых продаж нужна лицензия. Виноделы в похожих условиях жили и раньше, просто сейчас на них обратили больше внимания.
Это убийство бизнеса, когда и крупная компания, и мелкая платят за лицензию одинаково
Для мини-пивоварен 0,5 миллиона за лицензию — слишком высокая цена. Получается, что небольшие компании отдают за разрешение в разы большую часть дохода, чем пивные гиганты. Неважно, заработали пивовары 200 тысяч, миллион или 100 миллионов — они должны заплатить одинаково — такая вот уравниловка от Кабмина. А все пивоварни с заработком менее 0,5 миллиона автоматически стали убыточными. С малого бизнеса правительство планирует собрать даже больше сборов, чем с основных производителей.
Стоимость лицензии правительство взяло буквально “с потолка”. По словам замминистра экономики Максима Нефедова, сумму раньше специально увеличили, чтобы не возникали маленькие подставные фирмы для продажи поддельного алкоголя. Теперь под этот намеренно завышенный тариф попали производители напитков.
От дорогих лицензий страдают и производители напитков, и связанный с ними бизнес
По подсчетам Гильдии крафтовых пивоваров, 2/3 мини-заводов и дистрибьюторов угрожает банкротство. Бюджет не только не получит желаемые доходы от лицензий, а и прежних налоговых поступлений. Уход крафтовых пивоваров ударит и по производителям ячменя, хмеля, оптовым покупателям пива — они тоже заплатят меньше налогов. Поэтому министерские новации действуют против малого бизнеса, и не только пивного.
Выиграют крупные производители, которые легально “подомнут” под себя мелких …
Когда крафтовые пивовары окажутся без денег, им придется продавать бизнес. Вряд ли его купят другие мелкие коллеги или внешние инвесторы. А вот пивные холдинги смогут поглотить мини-заводы и получить доступ к качественному, уникальному продукту, а заодно оттянуть к себе и любителей премиального пива.
… и коррупционеры на всех уровнях
В Украине можно работать даже в обход закона — главное знать, кому занести. Вон работает же 40% алкогольного рынка в тени — значит, есть кому давать. Кстати, дифференциация стоимости лицензий в зависимости от дохода таких чиновников еще больше порадует. Ведь за деньги всегда можно “не увидеть” пару миллионов в отчётности, или наоборот — “найти” их у неуступчивого бизнесмена.
Так что за счет малого бизнеса заработают взяточники. Независимые пивовары могут последовать примеру айтишников — уехать в другие страны. Благо, бизнес-климат сейчас лучше даже в авторитарной Беларуси.
Пока другие страны тратят деньги на популяризацию своего бренда, мы уничтожаем отрасль, способную прославить страну
Украинское пиво и вино способны завоевать места и на международных фестивалях, и на полках магазинов. Заводской продукт этого не сделает, потому что в других странах полно таких же напитков. А вот частный эксклюзив на это способен.
Помните, как во время Евро-2012 иностранцы радовались дешевому пиву? Так вот, мы зря смеялись. Вкусная еда и авторское пиво по низким для европейских стран ценам — хороший стимул для туриста-европейца приехать именно к нам. В англоязычном Интернете полно предложений “пивных туров” — о них даже National Geographic писал. Конечно, это только перспективы, но ведь и вкладывать бюджетные деньги никто не просит.
Правительство обещало исправиться, но забыло. Или “забыло” …
Правительство обратило внимание на протесты пивоваров. Через неделю после вступления новых норм в силу министерство пообещало изменить правила получение лицензий. Цену на них планировали привязать к объему продаж. Даже Минфин согласился на компромисс, и 31 августа предложения передали в комитет ВР по налоговой политике. От уплаты налогового сбора должны были освободить пивоварни с доходом меньше 15 миллионов и с менее чем 50 сотрудниками.
Почему “должны были”? Да потому что, несмотря на согласие всех сторон, законопроект так и завис между первым и вторым чтением. Вроде бы конкретных виноватых нет, и ошибки исправляют — а пивоварам все равно надо платить 500 тысяч за лицензию.
В похожей ситуации оказались виноделы, которые также добиваются льготного лицензирования. Помочь отрасли мог бызаконопроект №2739, который отменил бы лицензии для производителей, использующих собственный виноград. Но за почти два года депутаты так его и не рассмотрели. За это время ЕБРР нашел для нашего малого и среднего бизнеса 1,5 миллиона евро — а депутаты все еще не могут найти пару часов и поработать над законами.
К компромиссу готовы и пивовары: они предлагали заменить лицензирование повышенным акцизом. Минфин действительно повысил акцизные сборы на пиво и вино. Но пойти дальше и снизить цену лицензий почему-то никто не спешит.
Вместо исправления ошибки — популизм об “алкоголизации населения”
Лицензии способны уничтожить только малый бизнес, а бороться с алкоголизмом лицензиями не получится, как бы сильно Министерство здравоохранения не утверждало, что дерегуляция пивной отрасли — причина “алкоголизации населения”. Школьники будут покупать дешевое пиво в ларьках независимо от того, варят ли крафтовики дорогой эль для пабов. Между этими сферами нет связи.
Молодежь и правда пьет много пива, ведь оно дешевое, и продают напиток в каждом магазине или ларьке, иногда даже несовершеннолетним. Если убрать дорогое крафтовое пиво, ни продавцы, ни массовые потребители этого не заметят. Любители премиальных напитков безболезненно перейдут на импортный продукт. Шагом вперед можно назвать лишь ограничение рекламы. Но его можно было принять отдельно, безболезненно для бизнеса.
По сути, тысячи часов работы ушли на то, чтобы подготовить и принять закон, который мешает малому бизнесу легально работать в Украине. Люди, которые его написали и приняли, получают зарплату из наших налогов и за наши же деньги уничтожают отрасль, заставляют ее “уйти в тень”, продавать на экспорт, а не на родине. При том, что это уникальная отрасль, потому что пиво и вино мелких компаний уникальное. Оно стало частью национального бренда в Чехии и Германии, но точно не станет частью бренда Украины. За это время Минфин мог бы придумать, как помочь украинским производителям напитков. А депутаты — написать адекватный план борьбы с подростковым алкоголизмом.
Возможно, в правительстве хотели “как лучше”, просто не задались вопросом, способен ли бизнес выполнить такие условия. В результате государство попросту облажалось. Получилось, что чиновники разоряют отрасли, способные в будущем платить гораздо большие налоги и приносить стране валюту. И все это — ради увеличения доходов государства на 0,0002%. Причем, если мелкие производители обанкротятся, бюджет и этих денег не получит.
От таких нововведений выиграют коррупционеры, государства, в которые уедут наши предприниматели, импортеры, крупный бизнес, который поглотит мелкий … Все, кроме малого бизнеса и Украины. Стараниями власти страна лишается пусть маленького, но производства, а его объем и так падает. Пиво и вино — не сырье, а продукты питания, в них вкладывается труд. Это же лучше, чем продавать ячмень и виноград за границу, а получать оттуда дорогие импортные напитки.
Исправить ошибки еще можно, но для этого депутаты должны наконец-то начать работать нормально, а не как обычно, а Кабмин — помогать перспективному малому бизнесу. Но такое в Украине случается редко.