Нынешнее правительство живет в какой-то альтернативной реальности и управляет какой-то другой экономикой, о чем свидетельствует анализ обнародованного отчета Кабмина об итогах работы за 2015 год, пишет в статье в ZN.UA экономический обозреватель Юлия Самаева.
“Отчет о проделанной за год работе — это 160-страничный список из немногочисленных уже принятых законов и многочисленных еще не принятых законопроектов. Причем рассказывают не о результатах, а о ходе выполнения и подготовке. Многое передергивают, часто манипулируют, иногда даже врут. Конвертировать бумагу и время в зарплаты на Грушевского умеют, но можно ли это считать реальным результатом работы?” — пишет Самаева.
В правительственной презентации, например, утверждается, что мы поднялись в рейтинге Doing Business на 29 пунктов (относительно 2014 г.). Откуда взялась эта цифра? По новой методологии, принятой Всемирным банком в прошлом году, мы повысили свою позицию в рейтинге лишь на четыре пункта, по старой методологии — на 13. Наши показатели по четырем из десяти сравнительных категорий все еще удручают, как и динамика улучшений.
Контроль за трансфертным ценообразованием, который фактически отсутствует в Украине как явление, согласно отчету правительства улучшился. А еще вдвое снизились плановые проверки ГФС. Пропорционально им увеличились внеплановые проверки, но об этом в отчете уже не пишут. Как и о том, что согласно последнему опросу Transparency International каждый четвертый предприниматель в Украине сталкивался с вымогательством со стороны фискалов.
Как оказалось, в Украине осуществляется правительственная поддержка мелкого предпринимательства в селах, в рамках которой были созданы восемь оптовых рынков сельхозпродукции, четыре овощехранилища и одно молокоперерабатывающее предприятие. На это дело, кстати, привлекли $ 76 млн внешнего финансирования, конечным получателем которых, очевидно, были вовсе не мелкие сельские предприниматели.
Децентрализация, которой правительство посвятило четверть отчета, еще не состоялась. Сейчас идет только первый из пяти этапов реформы — изменение межбюджетных отношений. Реализован он был еще в 2014-м, а в 2015-м активно спускался на тормозах, и мы вполне можем не увидеть следующие четыре этапа децентрализации, если будем двигаться такими же темпами. А 42-процентное увеличение доходов местных бюджетов — манипуляция отчетностью, о чем ZN.UA неоднократно писало. И объединение 159 громад из предполагаемых 900 — пока менее одной пятой от намеченного.
Наш государственный и гарантированный государством долг не уменьшился. Минфин манипулирует статистикой, а позволяет ему это делать девальвация национальной валюты, произошедшая тоже не без его участия. В 2015-м объем наших долгов в долларовом эквиваленте действительно сократился до $ 65,5 млрд. В основном благодаря девальвации, которая “съела” почти $ 9 млрд, а также списанию $ 3 млрд вследствие реструктуризации. Но вся последующая финансовая поддержка ЕС и МВФ, а также размещение еврооблигаций (в сумме порядка $ 8 млрд) его только увеличивают. В гривневом эквиваленте долг вырос почти на 43% — с 1,1 трлн до 1,6 трлн грн. И если в нынешнем году нам удастся привлечь порядка $ 10 млрд внешнего финансирования, то общий госдолг вырастет еще на 15% и составит 90% ВВП Украины.