В Москве в пятницу завершился Гайдаровский экономический форум, проходящий традиционно в январе и собирающий ведущих аналитиков, а также представителей власти. Уже третий год подряд главная неназванная тема форума – кризис и поиски путей его преодоления.
Если в начале 2014 года холодное дыхание экономического замедления только ощущалось, то на прошлом и нынешнем форумах кризис стал главным действующим лицом.
Многие участники трехдневного мероприятия, в том числе и облеченные государственной властью, не жалели мрачных красок, характеризуя состояние российской экономики. Русская служба Би-би-си суммировала наиболее заметные высказывания и прогнозы.
Дмитрий Медведев, премьер-министр России
Нашей экономике давно не приходилось сталкиваться с такими мощными, а главное, синхронными вызовами, как резкое падение цен на нефть, санкционное давление и наметившееся изменение всей парадигмы мировой экономики.
Герман Греф, глава “Сбербанка”
Мы проиграли конкуренцию, надо честно сказать. И это технологическое порабощение, я бы так говорил… Мы просто оказались в числе стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров. Страны, которые не успели адаптировать собственную экономику и всю социальную систему, будут очень сильно проигрывать.
Игорь Шувалов, первый вице-премьер России
Наверное, мы все, как нормальные люди, в текущих условиях совершаем ошибки. Но все, что характеризовало нашу деятельность за 2015 год – правительство не совершило ни одной крупной ошибки.
Алексей Кудрин, бывший министр финансов России
Мы видим заметное, резкое увеличение количества бедных: такого не было в кризис 2008–2009 годов.
Алексей Улюкаев, министр экономического развития России
Я считаю, что [у рубля] равные шансы как на укрепление, так и на ослабление.
Антон Силуанов, министр финансов России
Наша задача сейчас – привести бюджет в соответствие с новыми реалиями. Если мы этого не сделаем, то произойдет то же самое, что было в 1998-1999 годах: население заплатит через инфляцию за то, что мы не сделали в рамках приведения бюджета в соответствие с новыми реалиями.
Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты России
Мы находимся в принципиально другой экономической ситуации, которая не имеет ничего общего с 1998 годом.
Алексей Улюкаев, министр экономического развития России
Период невысоких цен на сырье будет очень длинным. Мне трудно говорить – то ли это низкая стадия глобального сырьевого цикла, то ли просто новая нормальность. Но я убежден, что это очень длительный период.
Андрей Макаров, председатель Комитета Госдумы России по бюджету и налогам
Мы обязаны снижать налоговое бремя. Более того, уже недостаточно сегодня неувеличение налогового бремени… Сегодня налоговая нагрузка запредельна, налоговая нагрузка неконкурентоспособна, и налоговая система не решает тех задач, которые она должна решать.
Алексей Кудрин, бывший министр финансов России
В этом году у нас экономически активное население, выплачивающее взносы, сократится на 1 млн человек, в следующем – еще на 1 млн, а число пенсионеров будет прирастать на 300-400 тысяч человек в год, а к 2030 году они сравняются.