Уже с 1 января ряд категорий граждан, которые получают помощь от государства, ждет сюрприз.
Льготы на проезд могут быть не профинансированы, сократится количество получателей соцпомощи, работодатели больше не получат компенсации из госбюджета за мобилизованных сотрудников, а право выхода на пенсию по выслуге лет будет пересмотрено. Кроме того на весь 2016 год продлеваются ограничительные нормы для работающих пенсионеров, сообщает maanimo.com
Урезание последовало
Бюджетный процесс был сложным. Только обсуждение всех налогово-бюджетных и социальных законопроектов в сессионном зале заняло три дня. Даже после принятия всех правительственных инициатив, работа профильных комитетов Рады продолжалась в течение 5 дней. Все это время вносились правки, озвученные “с голоса под стенограмму” или согласованные в рамках консультаций Кабмина и депутатов. Только 29 декабря вечером спикер Владимир Гройсман передал все утвержденные законопроекты на подпись президенту.
Правительство так или иначе предупреждало о сокращении социальных расходов в 2016 году. Однако в Минфине публично ни при каких условиях не назывались категории граждан и виды льгот, попадающих “под нож”. Уже в Верховную Раду социальный законопроект №3628 был внесен, как предложение “по стабилизации финансового состояния государства и усовершенствованию отдельных положений соцполитики”.
Депутаты уже успели назвать законопроект антиконституционным, геноцидным, “прямой дорогой на кладбище”. По их мнению, его нормы направлены исключительно на то, чтобы “обобрать” пенсионеров, детей-сирот, учителей и медиков. Тем не менее, за него проголосовало 228 депутатов. Полностью его проигнорировали только три фракции: “Батькивщина”, “Радикальная партия Ляшко” и “Оппозиционный блок”, а также большинство внефракционных депутатов.
Правительство предлагало пересмотреть, отменить или приостановить действие ряда норм 38 законов – от Семейного кодекса с КЗоТом до законодательства, регулирующего деятельность театров, библиотек и музеев.
Главное научно-экспертное управление парламента еще до рассмотрения документа в профильном комитете резюмировало: “Проект направлен на дальнейшее снижение уровня соцзащиты государством граждан, в первую очередь, малообеспеченных и со средним доходом, что в условиях финансового кризиса приведет к снижению уровня жизни большинства населения Украины”.
Изначально Кабмин задекларировал полный отказ от финансирования льгот ряду категорий граждан по бесплатному проезду, пользованию услугами связи, ремонту квартир и жилых домов, полностью переложив это право на местные бюджеты. В частности, речь идет о чернобыльцах, жертвах нацистских преследований, военнослужащих, инвалидах, гражданах, имеющих трудовые заслуги перед Родиной. Цена вопроса, за исключением льготного проезда, около 200 млн гривен.
Кроме того, государство отказывалось обеспечивать финансирование бесплатного питания детей-инвалидов в период полного обучения, сохранив его только в начальной школе, а также было готово оставить льготное питание только для детей-сирот или лишенных родительских право вместо полного обеспечения учеников 1-4 классов.
Среди предложений – отмена механизма “осовременивания” пенсий. Для этого Кабмин хотел приостановить норму, инициированную им самим в прошлом году, на основании которой для расчета пенсий берется средняя зарплата за 2012-2014 годы.
Транспорт в тупике
Члены комитета по вопросам соцполитики все эти нормы сохранили в рамках действующего законодательства. Неурегулированным остается только вопрос финансирования транспортных льгот. Все стороны процесса друг друга недопоняли. Отмена передачи финансирования на местный уровень произошла в сессионном зале “с голоса”, а Минфин в бюджете финансирования не предусмотрел. Речь идет о сумме в 2,2 млрд гривен (в 2015 году государство профинансировало эту статью на 1,8 млрд гривен, – ред.).
“Это не проблема для местных бюджетов, – считает собеседник в правительстве. – Последний раз льготы пересматривались 10 лет назад, они дутые на данный момент и, например, заявка на 2015 год по финансированию льготного проезда составляла 19 млрд гривен”.
Министр соцполитики Павел Розенко согласился с “нестандартностью возникшей ситуации” с финансированием льготного проезда, когда и в бюджете денег не предусмотрено, и право местных органам окончательно не передано.
У последних есть такое право, но осуществлять его местные власти могут по желанию, напомнил первый заместитель исполнительного директора Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
“В течение 1-2 месяцев мы совместно решим этот вопрос. Частично льготных проезд будет в компетенции местных органов, – заверил Розенко. – Логика изначально у нас была простая. Мы не просто передавали местным органам власти финансирование. Мы говорили о том, что система льгот на проезд должна устанавливаться на местах. Но эта логика не была поддержана, и строчка в госбюджете выпала”.
В то же время ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко уверена, что попытка передать финансирование льгот на местный уровень – повод вообще забыть о них.
“Большинство льгот со временем умрет своей смертью, хотя все будет зависеть от приоритетности на местах. Некоторые руководители сейчас занимаются повышением зарплат себе, – заявила Ткаченко. – Если взять Киев, то здесь работает соцкарточка киевлянина. И, если приедет в столицу пенсионер с другого региона, то он не сможет бесплатно пользоваться транспортом”.
С мыслями о детях
Несмотря на то, что часть социальных норм удалось отстоять, с 1 января ряд категорий населения ожидают сюрпризы. Существенно могут быть сокращены выплаты госпомощи на ребенка, если место проживания родителей неизвестно, или если они уклоняются от уплаты алиментов. Прежде всего, государство будет учитывать материальное состояние семьи, где воспитывается ребенок, а размер помощи будет определяться Кабмином.
О снижении объема выплат также стоит говорить и для матерей одиночек или малообеспеченных семей. Размер помощи в данном случае будет равен разнице между 100% прожиточного минимума (ПМ) для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным доходом семьи в расчете на 1 человека за предыдущие полгода.
Например, если мать-одиночка воспитывает ребенка до 6 лет и имеет доход в чуть более 2,5 тыс гривен, претендовать на помощь от государства она не сможет. До изменений законодательство предполагало, что размер помощи на детей не должен быть ниже, чем 30% от ПМ. Эта норма отменена.
По словам Павла Розенко, в Украине госпомощь получают 570 тыс. одиноких матерей. Около 100 тыс. из них будут лишены поддержки от государства.
“Но это не означает, что такая семья будет лишена других видов соцпомощи и останется один-на-один со своими проблемами. Она может иметь право на субсидию, на другие преференции, установленные законодательством”, – добавил министр.
По его словам, реформа льгот, прежде всего, направлена на то, чтобы помощь в итоге получали те, кто в ней нуждается, она исключит использование махинаций для получения денег от государства с помощью “искусственных разводов”.
“Цель не сэкономить, а сделать систему соцполитики адресной”, – подчеркнул Розенко.
Тем не менее, по подсчетам Минфина, экономия на этой статье расходов за счет перехода на принципы оценки имущественного состояния составит 1 млрд гривен.
Адресности правительство хочет добиться путем верификации получателей соцпомощи. Частично с лета она уже работает в системе получения субсидий. Оценка доходов семей позволила сократить количество льготников в системе субсидий ЖКХ с почти 5 млн до 3,5 млн.
Другие сокращения
К концу января – середине февраля правительство получит первые результаты по категории “временные переселенцы”. Здесь получатели помощи будут оцениваться по одному из параметров: наличие депозита с суммой более 10 ПМ или недвижимости на линии разграничения, или осуществлению покупок объемом более 50 тыс. гривен.
“Наличие одного из параметров дает право отказать в помощи”, – отметил собеседник в Минфине.
В перспективе Минфин будет получать информацию от 22 доноров – от Минсоцполитики с Пенсионным фондом до Минюста, пенитенциарных органов и пограничников.
“Верификация может, и хорошо, но альтернативой может быть получение помощи не в виде денег, а в натуральных единицах, например, предоставлении соцуслуг, медицинских услуг. Такая система работает в странах ЕС и в основном на медуслуги, – отметила Лидия Ткаченко. – Адресность в таком случае работает намного лучше. Никто другой помощь не потребит и ни на что другое получатель ее не потратит, а деньги можно отдать внукам, детям, пропить, в конце концов”.
Стоит отметить, что среди новшеств – отмена компенсации работодателям за мобилизованных сотрудников (в 2015 году – более 2 млрд гривен, ред.). В правительстве логика такова: государство пошло на существенное снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Потери Пенсионного фонда оцениваются в размере около 100 млрд гривен. Эти деньги остаются у бизнеса, поэтому компенсацию он может взять на себя.
“Мы рассчитываем, что бизнес будет легализироваться и частично возьмет на себя выполнение соцфункций”, – пояснил Павел Розенко.
В Минфине же отказ от компенсаций объясняют тем, что для всех мобилизованных правительство предусмотрело рост зарплат на уровне 22-25%. Только рядовой, например, будет получить зарплату около 7 тыс. гривен.
Кроме того, будет пересмотрено право выхода на пенсию по выслуге лет. Это касается сотрудников летного состава, учителей, медиков. Если сейчас для досрочного выхода на пенсию достаточно страхового стажа без привязки к возрасту, то с нового года возраст выхода на пенсию по выслуге лет должен составлять 50-55 лет.
На следующий год продлены и действовавшие в 2015 году ограничения для работающих пенсионеров. Пенсионерам-госслужащим пенсия вообще не выплачивается, остальным категориям – в размере 85%. По подсчетам Минфина, экономия для бюджета за счет продления этих норм составит 3,2 млрд гривен.
Также пересмотрен максимальный размер пенсии. Если сейчас он ограничен 10 ПМ, то по новым правилам это будет сумма в 10740 гривен. По данным Минфина, такие пенсии получают всего 3-5% украинцев.
В целом объем соцобязательств государства оценивается в 400 млрд гривен. В рамках первого этапа реформы расходы сокращены в пределах 65 млрд гривен.