Обещания любой власти отделить бизнес от политики в украинских реалиях всегда выглядели неудачной шуткой.
Крупный бизнес оставался и продолжает оставаться активным участником всех процессов, которые так или иначе могут изменить условия его работы. Его представители являются членами всевозможных рабочих групп при Кабмине, они всегда присутствуют на заседаниях профильных парламентских комитетов. Они тщательно следят за тем, к чему клонят депутаты в корректировке законодательства, и мгновенно включают рычаги лоббизма, если оказывается, что клонят они куда-то не туда.
В последние полтора года крупный бизнес оказался зажатым в тисках войны, оккупации Крыма, аппетитами власти с экономическими реалиями.
Точка кипения еще не достигнута.
Но признаки того, что олигархи устали от новой власти уже есть.
Активны слухи, что крупные компании готовятся к большому сражению с новой властью. Начать его могут крупные аграрии. Пока они прощупывают обстановку и ждут будущую налоговую реформу.
В распоряжении издания оказалась официальная информация о сотне крупнейших налогоплательщиков страны по итогам прошлого года, а также суммах, которые эти же компании уплатили в бюджет в первом полугодии 2015 г.
Данные приведены без учета ренты, а также других налогов, которые платятся в местные бюджеты. Суммы включают в себя налоги, которые компании перечислили именно в государственный бюджет, в том числе НДС, акциз с произведенных в Украине товаров и налог на прибыль. Эти налоги формируют основную часть доходов бюджета. По ним же можно понять реальное положение дел в компании.
Крупных станет больше
ГФС подала на рассмотрение министерства финансов поправки в Налоговый Кодекс об изменении критериев, по которым компанию относят к крупным налогоплательщикам. Сейчас крупный налогоплательщик – это юридическое лицо с годовым доходом более пятьсот млн грн. Кроме того, компания считается крупной, если уплатила в госбюджет более двенадцати миллионов грн налогов.
Новое предложение ГФС заключается в том, чтоб увеличить планку по доходам до одного миллиарда грн., а сумму по уплаченным налогам – до 15 млн грн. “Произошла масштабная девальвация, в номинальном исчислении доходы компаний увеличились. За счет пересмотра критериев мы получим увеличение числа крупных налогоплательщиков. Крупный бизнес в этом случае будет генерировать 60% доходов бюджета”, – объяснил философию изменений источник ЭП в государственной фискальной службе.
В Украине зарегистрировано из них 1978 крупных предприятий. Из них 1429 обслуживается в центральном офисе по работе с крупными налогоплательщиками. Всего таких офисов в Украине восемь. Центральный расположен в Киеве. Его территориальные отделения расположены в Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Луганске, Львове, Одессе и Харькове.
Эти офисы – официальный признак особых отношений крупного бизнеса с государством.
Офисы появились при министре доходов и сборов Александре Клименко для того, чтобы “улучшить администрирование налогов и предоставить максимально удобный сервис для крупного бизнеса”.
Офисы позволили Клименко собрать всех крупных в одном месте и назначить “своего” куратора по работе с ними. Таким человеком стал выходец из группы донецких налоговиков Сергей Степенко. Позже эту должность занял Игорь Процай. В разговорах бизнес озвучивает жалобы на работу офисов. Одна из основных в том, что ГФС по-прежнему злоупотребляет наличием иностранных компаний, которые работают “вбелую”.
«Понимаете, их логика в следующем: у «белого» бизнеса всегда можно что-то отсудить. В глазах налоговиков иностранный инвестор – лох, который в случае чего пойдет в суд в надежде на закон, а не попытается что-то «порешать». Имея же на своей стороны суды, они стараются обвинить иностранную компанию по-максимуму. К сожалению, эта комбинация для фискалов продолжает оставаться беспроигрышной», – рассказывает собеседник издания.
Статистика судебных разбирательств крупного бизнеса с ГФС выглядит следующим образом.
В 2014 г. количество дел о признании недействительными налоговых уведомлений/решений составляло 3809 на сумму 50,8 млрд грн. В первом полугодии этого года их насчитывалось 3026 на сумму 49,8 млрд грн. Получается, за шесть месяцев 2015 года количество споров с ГФС достигло практически 80% от показателя за весь прошлый год.
В прошлом году из 1610 рассмотренных дел большинство решений – 1222 – принято в пользу плательщика. В этом году в пользу бизнеса принято 371 решение из 663 рассмотренных за полгода.
Судебные разбирательства по-прежнему остаются одной из основных проблем бизнеса во взаимоотношениях с ГФС. Еще один немаловажный фактор влияния – политика. За последние полтора года бизнесы, сосредоточенные в руках украинских олигархов, ощутили его на себе в полной мере.
Как политика повлияла на налоги
В прошлом году сто крупнейших компаний перечислили в бюджет 84,4 млрд грн налогов при общей сумме доходов казны в 456 млрд грн.
На первом месте – газовый монополист НАК “Нефтегаз Украины”.
Почетные места в первой десятке занимают табачные компании: “Филип Моррис Украина”, “Джей Ти Интернешнл Украина”, “В.А.Т-Прилуки”, “Империал Тобакко Продакшн Украина”.
Далее следуют такие государственные гиганты как “Энергорынок” и “Энергоатом”. Замыкают десятку “Киевстар”, “Укргаздобыча”, “Укртатнафта”.
В 2014 г. весьма хорошие позиции у предприятий группы “Метинвест” Рината Ахметова – Ингулецкий и Северный горно-обогатительные комбинаты вошли в двадцатку крупнейших. Центральный ГОК занял 62 место с суммой уплоченных налогов в 251 млн грн.
Предприятия, входящие в орбиту влияния Игоря Коломойского, “Укрнафта” и “Приватбанк”, заняли соотвественно 70 и 18 места в перечне крупнейших плательщиков прошлого года.
Хорошими плательщиками были предприятия Дмитрия Фирташа – “Стирол”, РивнеАзот, Северодонецкий Азот.
Факт с элементами иронии – в прошлом году корпорация “Рошен” заплатила меньше налогов чем “Сбербанк России”.
В 2015 все наоборот. В первом полугодии сто крупнейших плательщиков уже уплатили в бюджет 54,3 млрд грн.
Компании Ахметова и Фирташа ухудшили свои позиции в списке. ГОКи Метивеста переместились в хвост перечня.
В прошлые годы горно-металлургическое подразделение Метинвеста было основным центром прибыли для всей группы. “Сегодня из-за падения мировых цен на руду они работают практически в ноль. На внутреннем рынке у группы сложности с поставками на предприятия зоны АТО”, – отмечает в комментарии ЭП руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий. Все это напрямую сказывается на размере перечисляемых в бюджет налогов.
В мае прошлого года “Стирол” временно приостановил производство из-за войны на Донбассе. В текущем году этот налогоплательщик для бюджета утерян – налоговых поступлений от него нет поскольку завод так и не возобновил работу.
Весной этого года холдинг Ostchem остановил производство Черкасского Азота и Ривнеазота. По итогам полугодия предприятия заплатило 177,2 млн грн налогов. Если предприятие не возобновит работу – не исключено, что на этом его налоговые отчисления в бюджет закончатся.
Пока предприятия Фирташа-Ахметова сокращают поступления в бюджет, компании Коломойского наоборот – увеличивают их. Так, по итогам полугодия 2015 г. “Приватбанк” попал в десятку крупнейших. “Укрнафта” подтянулась на 21 позицию.
Для Минфина “Укрнафта” – настоящая заноза. До недавних пор компания была одновременно крупнейшим плательщиком и крупнейшим неплательщиком. По словам главы ГФС Романа Насирова, по состоянию на 1 августа ее задолженость по ренте достигла 9,6 млрд грн. Недавно стало известно о том, что правительство договорилось о реструктуризации долга компании под 36% годовых. “Укрнафта” должна уплатить его в течение пяти месяцев. Первый платеж в размере 200 млн грн компания уже перечислила на счета ГФС.
Мы их теряем
В этой статистике есть свои особенности.
Некоторые плательщики по итогам шести месяцев этого года умудрились перечислить в бюджет такие же суммы как за весь прошлый год, а то и больше.
Показательна ситуация с уплатой НДС. Так ГП “Энергорынок” в 2014 г. перечислило в бюджет порядка 523 млн грн налога. В январе-июне 2015 отчисления составили 915,6 млн грн. “АТБ-маркет”, “Укртрансгаз” и другие компании за шесть месяцев 2015 г. также уплатили в казну намного больше это налога, чем за весь прошлый год.
Основные причины подобного явления – инфляция и девальвация.
Есть и те, кто не смог выйти на половину прошлогодних перечислений в бюджет из-за уменьшения объемов реализации своей продукции.
Например, низкий уровень налоговых поступлений показывают предприятия энергетики и металлургии, а именно DTEK Западэнерго, Николаевоблэнерго, Запорожский железорудный комбинат, “Днепросталь”, Полтавский ГОК. Похожая ситуация у некоторых оптовых производителей, например “Порше Украина”, “Эфес Украина”.
“В случае с объектами энергетики – причина в сокращении объемов подачи электроэнергии. Потребление сокращают все – как машиностроительные заводы, так и население”, – отмечает аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. Для возвращения к объемам прошлого года, по мнению эксперта, пока предпосылок нет, поэтому недопоступления по отчислению налогов от предприятий энергетики возможно.
Согласно расчетам Министерства экономического развития и торговли, по итогам полугодия падение ВВП составило 15,9%. К концу года ожидается замедление этой тенденции. Курс гривны стабилизировался, поэтому, говорит Паращий, компании могут постепенно увеличивать объемы производства и реализациисвоей продукции. Это положительно отразиться на налоговых поступлениях. Но вернуться к прошлогоднему уровню многие не смогут.
Уже итогам января-июня можно говорить о том, что эти компаний могут не выйти на уровень прошлого года.
В отраслевом разрезе ситуация с уплатой налогов выглядит следующим образом:
Источник: Экономическая правда