Промедлив с проведением инвентаризации и оценки имущества, Украина рискует потерять неоформленные должным образом газораспределительные сети государственной формы собственности.
Об этом в статье для ZN.UA пишут народный депутат Виктория Войцицкая и эксперт по вопросам энергетики Николай Когут.
По их информации, в Украине общая протяженность линейной части таких систем всех форм собственности составляет 400 тыс. км (приблизительная оценка); при этом функционирует около 60–70 тыс. газораспределительных пунктов, несколько десятков тысяч единиц других газовых сооружений.
При этом доля сетей государственной формы собственности составляет около 60-80% от общей протяженности. Доля государственных сооружений ГРС, вероятно, несколько меньше, отмечают авторы. Газопроводы, в частности распределительные, и сооружения на них являются объектами недвижимого имущества, и, соответственно, право собственности на них должно быть в установленном порядке оформлено и зарегистрировано.
Земельные участки под объектами недвижимого имущества должны быть отведены, права пользования такими участками должны быть оформлены, соответствующие договоры (аренды, сервиса и т.п.) — зарегистрированы в установленном порядке.
При этом, как отмечают эксперты, надлежащим образом документацию на объекты ГРС оформлено, вероятно, лишь на 1-2% от общего количества, а объектов права государственной собственности среди оформленных объектов практически нет.
“Это означает, что, медля с проведением инвентаризации и оценки имущества, мы рискуем потерять те 60% газораспределительных сетей от общей протяжности государственной формы собственности, которые надлежащим образом не оформлены, но сейчас могут быть присвоены в судебном порядке. Такие потери слишком дорогие и в очередной раз могут привести к коллапсу трубопроводной системы Украины, возврату к архаичным и коррупционным методам эксплуатации газосетей. И потребители в этом круге вновь остаются жертвами монополизации рынка газа”, – говорится в статье.
Напомним, с 1 октября 2015 г. вступил в силу Закон Украины “О рынке природного газа”, который предусматривает перезагрузку газовой отрасли страны и ориентацию на конкурентный и прозрачный энергетический рынок в соответствии с требованиями Европейского Энергетического сообщества и Третьего энергопакета.