Основой евроинтеграционной стратегии Украины должно быть не бессмысленное копирование чужого, а настойчивый поиск оптимальных решений в реализации незадействованных пластов национальной экономики, ее реально существующих конкурентных преимуществ, реализация точечных (индивидуальных) проектов в этих вопросах.
Об этом в статье для ZN.UA пишет доктор экономических наук, профессор Анатолий Гальчинский.
По его мнению, “инструментами стандартных матриц решить накопленные у нас сверхсложные проблемы невозможно”.
“Не идеализирую промышленную политику прошлого, но на ее основе мы смогли сохранить ядро высокотехнологичного производства. Это же можно сказать и об аграрных реформах, реализация которых обеспечила Украине одно из лидирующих мест в мире среди экспортеров сельхозпродукции. Но я о другом: и промышленная, и аграрная политика кучмовского периода — сугубо украинский продукт. Соответствующие реформы не вписывались в традиционные схемы МВФ, за что нас лишали внешних кредитов”, – пишет Гальчинский.
Вместе с тем, по мнению автора, сейчас внимание акцентируется на другом — на имплементации нормативных и организационных основ европейской экономики, результатом чего являются то, что “переписанные под копирку с западных аналогов законодательные акты не работают”. “Они и не могут работать — там другая реальность, там решаются принципиально иные задачи”, – объясняет автор.
Гальчинский акцентирует внимание на том, что такого понятия, как “европейская экономика” в природе не существует. “Европейское экономическое пространство объединяет в себе около десяти функциональных моделей, которые во многих аспектах принципиально отличаются друг от друга. Это англосаксонская, рейнская, скандинавская, южноевропейская, центральноевропейская и другие системы экономического развития. Все они отображают идентичную специфику собственных государств. Если в Великобритании инвестиционный процесс реализуется в основном за счет накоплений фондового рынка, то в Германии — банковского кредитования. Объяснять принципиальное отличие в этом вряд ли стоит. Так что же мы собираемся имплементировать, какой модели экономики отдавать предпочтение? В коридорах действующей власти, в том числе и в Министерстве экономики, до такой постановки вопроса еще не поднялись”, – утверждает Гальчинский.
На безоговорочной имплементации не настаивает и Евросоюз, ведь его фундаментальный принцип — максимальное сохранение национально-идентичной специфики каждого государства, добавляет автор.
“В мире не существует успешных государств, которые строили бы свои функциональные структуры один в один, как это пытаемся делать мы, по чужим лекалам. Вступив в ЕС, поляк остался поляком, а румын — румыном”, – уверен автор статьи.