После задержания Генпрокуратурой председателя Голопристанской РГА Александра Богуненко, есть все основания говорить о причастности к скандалу председателя Херсонской облгосадминистрации Андрея Путилова и его заместителей.
На вчерашней пресс-конференции Андрей Путилов ушел от ответа журналистов «Херсонских вестей» о деятельности на побережье КП «Єдиний центр логістичного управління та контролю». Однако, как удалось установить в ходе журналистского расследования «ХВ», это КП специально создали для взимания поборов с предпринимателей, торгующих на берегу. Они должны были делиться половиной своей прибыли для «пополнения бюджета губернии» и спонсирования избирательной кампании, которую собирается проводить в области глава ОГА. Об этом пишут “Херсонские Вести“.
В Железном Порту журналисты «ХВ» встретились с юристом Новофедоровского сельского совета Яной Тепловой.
– Яна, вы сегодня как никто в курсе этого дела. С чего начался весь этот «передел прибрежной зоны»?
– 26 июня 2015 года Андрей Путилов громогласно заявил, что «глава Новофедоровского сельского совета создала филиал Верховной Рады и сама стала устанавливать свои законы. И, якобы, Железным Портом управляет 5 человек. Зампредседателя ХОГА получил задание создать рабочую группу, которая должна была заняться истреблением или наставлением на путь истинный всех незаконно работающих субъектов. Эта работа была поручена Александру Богуненку – отстраненному главе Голопристанской РГА и некоему представителю КП по доверенности, Головчину Сергею Ивановичу.
Они организовывали деятельность рабочей группы при поддержке и админресурса губернатора области. Они собирали инспекторов контролирующих органов. Приезжали в Ж.П. для проведения инвентаризации земли, которая принадлежит громаде Новофедоровского сельсовета.
– Как называлось это коммунальное предприятие облгосадминистрации?
– Изначально это предприятие называлось что-то, вроде «Херсонские полезные ископаемые». Однако после того, как в сельском совете заметили, что это КП прекратило свою деятельность, согласно реестру юридических лиц, тут же губернатором были внесены изменения в распоряжение ХОГА и прибрежная земля была закреплена за другим КП «Единый логистический центр».
– Яна, вы, как профессиональный юрист, скажите, имело ли право это КП распоряжаться землей сельской громады?
– Нет, не только это КП, но и сам губернатор не имел права вносить какие-либо распоряжения по закреплению прибрежных зон за коммунальным предприятием, потому, что эта земли принадлежит Новофедоровскому сельсовету.
На этой территории работает структурное предприятие «Світанок», которое занимается благоустройством и жизнеобеспечением села: вывозом мусора, снабжением… КП, за которым, по распоряжению губернатора, была закреплена пляжная зона, фактически, не занималось тем, чем должно было заниматься, а производило инвентаризацию земель Новофедоровского сельсовета, путем привлечения к этому всех контролирующих органов. В момент действия моратория на проверки предпринимательской деятельности, на берегу активно работали проверяющие.
– Вы можете назвать фамилии тех, кто приезжал или угрожал?
– 15 июля 2015 года в Ж.П. приехал отстраненный председатель Голопристанской РГА Богуненко Александр и человек, которого он представил, как директора предприятия, созданного по распоряжению Путилова. Председатель сельсовета отказалась встречаться с этими людьми без проведения полного правового анализа распоряжения облгосадминистрации. Эти люди потребовали от председателя сельского совета все договоры аренды в 100-метровой прибрежной зоне. Ее общая длина 2 км.
Председатель Голопристанской РГА Богуненко и «директор КП», сказали, что они действуют по прямому указанию Путилова, что все предприниматели из 100-метровой пляжной зоны должны заключить новые договора с новым КП «о благоустройстве». После чего будут перечислять 50% своей прибыли на счета этого КП, якобы, для пополнения областного бюджета. Ответить, как счета КП связаны с облбюджетом, мне никто не смог. Но сказали, что распоряжаться этими средствами будет лично Путилов А.С.
– По всей вероятности, имелось в виду, что эти деньги будут потрачены на предстоящие выборы в местные советы?
– В ходе беседы Богуненко говорил, что имеет влияние на процесс выборов. Неоднократно нам говорилось о том, что «у вас слабый депутатский корпус, который нужно менять», «нужно заниматься выборами председателя сельсовета».
Богуненко прямо заявлял о том, что у него есть такая возможность – влиять на избирательный процесс.
– Естественно, предприниматели и сотрудники сельсовета отказались от такой заманчивой перспективы. Что произошло дальше?
– Нам сказали: не хотите – не надо. Нужно просто поделиться своими доходами с губернией. Все, что вам нужно – собрать 7 миллионов гривен. После торга сошлись на том, что 3 миллиона будет вполне достаточно для урегулирования всех отношений с облгосадминистрацией.
– Вы потребовали какие-либо гарантии?
– Да. Мне сказали, что в ХОГА есть люди, которые могут предоставить эти гарантии. В здании облгосадминистрации у меня действительно была встреча с заместителем херсонского губернатора, который проговорил все эти гарантии взамен на получение денег в сумме 3 миллиона гривен.
– Если бы эти условия не были выполнены, какие были бы последствия для вашего села?
– Нам пригрозили привезти автобусы с «атошниками» (бойцами АТО), которые с оружием в руках должны были освободить всю прибрежную зону от всей предпринимательской деятельности.
– Пока вы собирали деньги, угрозы воплотились в жизнь?
– Нет, «атошники» к нам не приезжали. Нас «плавно продвигали к сотрудничеству с облгосадминистрацией». Пошел вал проверок, которые проводились под руководством постороннего человека – директора КП . Ему подчинялись все проверяющие органы. Инвентаризировались земли. Активное участие в этом всем принимали налоговые службы и органы Госземкадастра. Было заявлено, что у нас не установлены границы села Железный Порт. Однако в кадастровой карте Украины все эти границы четко обозначены.
– Скажите, Яна, после ареста подозреваемых в крупной взятке, давление чиновников на сельсовет прекратилось?
– Давление админстративного ресурса Путилова на Железный Порт продолжается и сегодня. Эстафету перехватил прокурор Голопристанского района Бережной, который прислал нам пачку запросов, полностью дублирующих запросы Путилова, что раньше приходили на сельский совет. Борьба за прибрежную зону продолжается. Как и когда она закончится – неизвестно.
Ведь Путилов до сих пор занимает кресло главы ХОГА. В его руках сосредоточен админресурс, которым он успешно пользуется. Так, наш сельсовет недавно обратился с запросом в Госземкадастр Голопристанского района с просьбой выдать нам выписку с обозначением границ Железного Порта. Нам отказали и направили в областной земгоскадастр, представители которого и были включены в рабочую групп. Видимо, кто-то не заинтересован в том, чтобы наш сельсовет имел четкие границы села Железный Порт.
– Другие херсонские курортные села кроме Железного Порта, тоже облагаются подобной данью?
– Во время общения с Богуненко и Головчиным я неоднократно слышала, что после «решения вопроса с Железным Портом», деятельность «рабочей группы Путилова» будет продолжена в других населенных пунктах области, где есть прибрежная зона.
– Получается, если до конца не пресечь незаконные действия херсонских чиновников в Железном Порту, это может послужить дурным примером для поборов в других районах?
– Нужно отметить, что херсонская общественность ждет реакции Президента Украины. Исполнители этой коррупционной схемы уже находятся за решеткой, однако организаторы рейдерского захвата продолжают занимать высокие посты в регионе. Поэтому, на сегодняшний день мы ощущаем жесткий админресурс губернатора Херсонской области в ответ на то, что произошло.
Хочется надеяться, что обещания руководителей Генпрокуратуры – привлечь к ответственности ВСЕХ участников этой коррупционной схемы, воплотиться в жизнь.