Когда два еврея ссорятся, приходит Гитлер и их мирит — это грустное замечание сегодня как никогда актуально для Украины, с тем лишь отличием, что действующие лица другие. Олигархи и чиновники разрывают страну на куски, соревнуясь при этом в патриотизме. Распиливая миллиарды, на паблик (волонтерам, батальонам) бросают в лучшем случае миллионы, но в основном тысячи. Отлично видна такая ситуация на примере нефтегазового комплекса, где по-прежнему на потоках сидят олигархи и прочие “правильные” люди, которые, несмотря на миллиардные состояния, продолжают “пылесосить” прибыли госкомпаний.
На поверку не лучше оказались и вчерашние ярые революционеры, которые именем революции разграбили награбленное свергнутым “кровавым режимом”. Что уж говорить о фискалах, которые, глядя на все это, то ли не хотят, то ли не могут собирать причитающиеся стране налоги, так необходимые госказне сегодня. У каждого своя правда, о которой можно долго писать и рассказывать. Но в итоге наступит окончательный развал, после чего придет Владимир Владимирович и всех помирит.
Нефтегазовый комплекс является кормильцем во всех странах без исключения. Ренты, акцизы, налоги на прибыль наполняют бюджеты любой страны. Особняком здесь стоит разве что Украина, в энергетическом секторе которой, похоже, государство зарабатывает меньше всех остальных. При этом дело не только в извилинах законодательства, но и в элементарном нежелании или неумении чиновников собирать налоги.
Нефть мимо кассы
Самой вызывающей является ситуация вокруг крупнейшей нефтедобывающей компании страны “Укрнафты” (50% госакций). На смену скрытому и не очень выводу прибыли на протяжении многих лет пришла вовсе откровенная картина: сначала компания отказалась платить повышенную ренту на нефть, а затем отказалась по сути от выплаты государству сравнительно небольших дивидендов. Недавно Игорь Коломойский, лидер группы “Приват”, управляющей “Укрнафтой” вот уже 12 лет, на вопрос, когда же государство получит свои дивиденды, ответил лаконично: “Никогда”. В свою защиту государственный человек, днепропетровский губернатор рассказал о претензиях на 100 млрд грн к истекающей кровью стране вследствие долгов за природный газ и заявил о том, что платил Кучме и Пинчуку взятки в размере 5 млн долл. в месяц за управление “Укрнафтой”. При этом г-н Коломойский деликатно умолчал, сколько денег он выкачал из компании через заниженные цены на нефть, проданную своим структурам.
Один пример: в 2009 г. “Укрнафта” потеряла на заниженных ценах на нефть миллиард долларов, который автоматически стал прибылью скупивших эту нефть днепропетровских компаний. А сколько заработал “Приват” на экспорте через “Укрнафту” карбамидов, подсолнечного масла, ферросплавов и прочих несвойственных нефтяной компании товарных позиций? Сколько было выведено из нее средств через продажу ей своих автозаправочных станций по рекордным ценам? Сколько заработано на поставке “Укрнафте” нефтепродуктов по таким ценам, что розничная и оптовая торговля топливом самой компанией признана убыточной? Еще пример: как показало расследование НАК “Нафтогаз Украины”, в 2013 г. “Укрнафта” заплатила за исследовательские работы 1,85 млрд грн. В конце цепочки прохождения этих денег по итогу оказались фиктивные конторы. При этом вся прибыль “Укрнафты” в 2013 г. составила 190 млн грн. А ведь это лишь один эпизод.
Но и это, видимо, еще не предел цинизма. На днях выяснилось, что “Укрнафта” фактически отказывается выполнять законодательство в части реализации нефти исключительно на аукционах под контролем правительства. С осени идет борьба за отмену скидки на украинскую нефть, которая давала ее покупателям (“Привату”) годовую выгоду в размере около 3 млрд грн. Ни один аукцион по новым правилам так и не состоялся. А в начале марта Аукционный комитет не смог найти месячный объем добычи нефти, который мимо аукционов где-то растворился. Речь о товаре стоимостью 1,67 млрд грн… Когда материал готовился к печати, стало известно, что эта нефть уже переработана на контролируемой “Приватом” “Укртатнафте”.
О какой справедливости говорит Коломойский, призывая пересмотреть итоги приватизации? Может, нужно начать с себя? При этом необходимо понимать, что переход на честную работу в рамках “Укрнафты”, когда представители государства на правах владельца 50% акций будут допущены к контролю за финансово-хозяйственной деятельностью компании, а добываемые ею ресурсы будут продаваться по рыночным ценам, не означает для “Привата” убытки. Вместо 90% реальной прибыли, которую оценочно “пылесосит” сегодня “Приват” из “Укрнафты”, он будет получать свою положенную долю, пропорциональную своему пакету акций (более 42%). Что мешает Коломойскому пойти на такую сделку с обществом и государством? Это было бы наилучшей демонстрацией желания строить новую страну. Но непонятно другое: Игорь Валерьевич, вы недостаточно богаты, что продолжаете высасывать из взрастившей вас страны последнее? Ведь, по вашим собственным словам, в экономическом плане Украины уже не существует.
Грабеж “именем революции”
Коломойский — бизнесмен, и этим все сказано. А вот как быть с “идейными” революционерами? Помните заявления Арсена Авакова и прочих об аресте активов Сергея Курченко и неизбежности их зачисления в бюджет? Экспроприация действительно произошла, причем не только “курченковских” объемов, попутно прихватили скарб “москалей” (никто ведь не осудит общипывание агрессора). Добычей “Народного фронта”, а именно к этой силе относятся премьер, министр внутренних дел, видный активист Сергей Пашинский, которые “засветились” в этом процессе, стали 10 тыс. т бензина на захваченной Херсонской нефтеперевалке, 10 тыс. т нефтепродуктов на Васильковской нефтебазе “Роснефти” и около 80 тыс. т сырья и нефтепродуктов на Одесском НПЗ.
Первыми забили тревогу таможенники, отказавшись выпускать нерастаможенное топливо из Херсона и Одессы. “Пускай заплатят и везут, куда хотят”, — такими были слова таможенников во время осеннего штурма ведомства экспроприаторами. Вроде бы такую позицию поддержал тогда и Яценюк. Наступила пауза. Активная продажа этих ресурсов на рынке началась спустя пару дней после недавнего отстранения руководства Государственной фискальной службы, включая зама по таможне Анатолия Макаренко, который уже назвал “нефтепродуктовый” эпизод в ряду самых конфликтных ситуаций в своей новейшей карьере.
Мало того, те же “фронтовики” пытались претендовать на технологическое дизельное топливо в российском нефтепродуктопроводе, но в конце декабря группа “титушек” из Коростеня (родина Пашинского, к слову) по ошибке взяла штурмом не ту насосную станцию, едва не остановив прокачку нефти по нефтепроводу “Дружба”. Тогда всех нападавших взяли. Интересно, какова их судьба, г-н Аваков? Можно предположить, отделались устным предупреждением. Чтобы было меньше вопросов, есть спецбатальон МВД “Киев-1”, который прикрывал вывоз топлива с нефтебазы “Роснефти” и осуществлял “вход” на Одесский НПЗ.
А где деньги за конфискованное топливо Курченко? Продажа топлива была поручена почившей было в бозе фирме “Укртранснефтепродукт” из орбиты Минэнергоугольпрома. Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин на совещании с нефтетрейдерами в конце февраля рассказал, что ему удалось разыскать директора “Укртранснефтепродукта”, некоего Владимира Гаврилова. По словам чиновника, по поводу денег за проданный ресурс тот сообщил, что после уплаты налогов… почти ничего не осталось. (Правда, вроде бы еще не весь объем удалось продать.)
При этом непонятно, о каких налогах идет речь в случае с топливом “Роснефти”, ведь оно было растаможено и должно было в полной мере лечь на счета госкомпании? Как выяснилось, Гаврилов работал водителем у Андрея Бойчука, директора нефтегазового департамента Минэнерго, который пришел в министерство “по квоте Майдана”. Тогда как раз и начали судачить о причастности к этому назначению Сергея Пашинского, который, разумеется, все отрицал. Похоже, все идет к тому, что “сокровищ Курченко” бюджету не видать. Между тем рыночная стоимость экспроприированных ресурсов составляет 1,5 млрд грн, из которых не менее трети приходится на налоги.
Миллиарды под ногами
В сильном и справедливом государстве, в котором мы все мечтаем жить, любой, кто не платит налоги или играет с государственными активами, давно был бы умножен на ноль. Что же происходит у нас? ГФСУ “сглотнула” отказ “Укрнафты” от уплаты базового налога — ренты на добычу полезных ископаемых, измеряющейся миллиардами гривен. Что-то не слышно и премьера, который осенью на камеры поспешил заявить, что Коломойский и Ахметов с удовольствием будут платить повышенную правительством ренту. Нефть “Укрнафтой” добывается, продается за большие деньги, как это нет денег на налоги? Вся страна собирает на армию, кто сколько может, на счецсчет Минобороны от СМС-сообщений по 5 грн пришло пару сотен миллионов гривен, а наполовину государственная компания отказывается платить в бюджет почти 3 млрд грн ренты и дивидендов? Арсений Петрович, вы понимаете, что происходит? Где арест менеджмента, маски-шоу в Нестеровском переулке и прочие меры воздействия, активно применяемые к бизнесу по мере надобности, но, как правило, без?
Менее очевидным, но от этого не менее впечатляющим по сумме потерь является провал налоговиков и курирующего их Минфина в деле администрирования акцизов на нефтепродукты. Как ранее сообщало ZN.UA, в 2014 г. объем теневого рынка бензина составил 670 тыс. т, что эквивалентно потерям бюджета в 5 млрд грн на акцизах и НДС. И если в прошлом году без налогов продавался каждый пятый литр бензина в стране, то в этом году, вероятно, уже будет каждый второй. Легальный рынок сокращается, так как потребитель не выдерживает дороговизны (в том числе и за счет возрастающих налогов) и вынужденно делает выбор в пользу дешевого бодяжного бензина. С учетом девальвации (акцизы установлены в евро) потери бюджета на бензине в этом году составят не менее 10 млрд. грн.
Уже бывший замминистра финансов Денис Фудашкин на упомянутой совместной встрече с трейдерами и министрами экономики и энергетики заявил, что бюджет в части сбора топливных акцизов выполняется. Вот только при детальном обсуждении выяснилось, что выполняется он в гривнях, тогда как акцизы установлены в евро, а ведь валютный курс “улетел” за последний год втрое. Соответственно, если анализировать бюджетные поступления в евро, то выходит совершенно другая картина. Теневой сектор цветет и пахнет, так как не видит никакой опасности со стороны фискалов и ощущает большой спрос на свою продукцию.
При цене бензина 25 грн/л доля налогов в нем составляет 11,5 грн. Это колоссальные деньги на фоне 1,5–2,5 грн маржи, получаемой на литре при торговле легальным товаром. Контроля нет ни на НПЗ, ни на нефтебазах, ни на заправках. Между тем при элементарном анализе можно увидеть массу интересного. Например, отбор бензина на Кременчугском НПЗ в 2014 г. снизился почти на треть — с 26% в 2013 г. до 20% в 2014-м. А ранее было и вовсе 30–32%. Притом что отбор дизтоплива, облагаемого намного меньшим акцизом, остался практически прежним. Может, нам просто не все показывают?
Посмотрим на АЗС. В сети БРСМ, успехами которой на европейских курортах обильно делится Эдуард Ставицкий, в 2014 г. 42% бензина, или 77 тыс. т, взялось неизвестно откуда — именно такова разница между поставками и продажами бензина в этой бурно растущей сети. Зато одновременно на нефтебазы этой структуры поступило почти 100 тыс. т сырья и компонентов для производства нефтепродуктов. Что произошло с этими специфичными товарами? Если были произведены нефтепродукты, уплатили ли с них акцизы? В нашем случае речь идет о более чем 700 млн грн акциза и НДС. В начале марта рынок облетела новость: в офисный центр на ул. Лейпцигской, где сидит менеджмент БРСМ, понаехало милиции и налоговиков.
Надежда на справедливость жила недолго, гости приехали не к БРСМ, по крайней мере, так сообщила эта сеть. Аналогичные вопросы к крупнейшей сети заправок группы “Приват”, где по итогам 2014 г. каждый третий литр имел неизвестное происхождение. По официальным цифрам, собственного производства на “Укртатнафте” и своего импорта не хватает для покрытия розничных продаж.
Нелегальное производство, контрабанда? Что происходит? Ответы на эти вопросы должны дать фискалы, но признаков работы в этом направлении нет ни малейших. А ведь рассмотренные случаи лишь самые очевидные, аналогичные вопросы можно адресовать многим другим персонажам. Бездеятельность фискалов и Минфина попахивает не просто непрофессионализмом, а халатностью и саботажем. В качестве механизма борьбы с теневым рынком нефтепродуктов бизнес предлагает чиновникам позаимствовать действующую в Европе систему электронных акцизных товаротранспортных накладных (ТТН), которая сделает невозможным нелегальный оборот нелегального топлива. Тем более систему можно внедрить быстро, все возможности для этого были созданы в рамках процесса подготовки к электронному администрированию НДС.
Однако в Минфине настроены скептически, ведь налоговики из-за отсутствия бюджетных средств с 2012 г. не могут внедрить электронные ТНН на перемещение алкоголя и спирта стоимостью 10 млн грн. При этом в случае с топливом речь идет о потерях бюджета в 5–15 млрд грн в год. Как же Минфин предлагает наполнять бюджет? Элементарно — продолжая повышать налоги. При этом эффект получается обратный, ведь увеличение налогового давления стимулирует рост теневого рынка. Из последнего: введение с 2015 г. 5-процентного налога с розничного оборота подакцизных товаров привело к тому, что заправки массово начали “бить мимо кассы”, а вдоль автодорог появилась масса нелегальных точек под “брендом” “Продам ДТ”.
***
Кто больший враг Украины — российский солдат, донецкий сепаратист или олигарх с коррумпированным или просто непрофессиональным чиновником? А может, “революционер”, укравший у страны то, что ей принадлежит? А может, олигарх, который не хочет платить в бюджет, потому что уверен, что эти деньги оттуда украдет “революционер” или тот же чиновник? А чиновник боится тронуть “революционера” или олигарха, потому что переживает за свою карьеру, здоровье, жизнь? Но есть и другие вопросы.
Как правительство может просить о поддержке мир, если само не в состоянии бороться с внутренними проблемами — поставить на место олигархов, навести порядок в госкомпаниях, начать собирать налоги с нефтепродуктов, которые потребитель по факту уплачивает на АЗС? А пока отсутствие видимых изменений облегчает движение Путина по Украине. Когда он будет в Киеве, все вопросы отпадут сами собой. Он всех помирит.
Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95», ZN.UA