В 2009 году в хранилище полицейского управления Детройта обнаружили около одиннадцати тысяч нераскрытых дел об изнасилованиях, улики из которых не прошли ДНК-тестирование. Их отправили на экспертизу, она заняла в общей сложности больше семи лет. Прокурор округа Уэйн (в который входит Детройт) сообщила, что по результатам ДНК-тестирования возобновили расследование 1947 дел об изнасиловании и узнали о существовании 817 серийных насильников — но кто они, пока неизвестно.
Об этом сообщает Медуза
От двухсот до четырехсот тысяч нераскрытых дел
По данным американской национальной сети RAINN, занимающейся предотвращением сексуального насилия, в США случаи сексуального насилия происходят каждые 98 секунд, но только в одном случае из трех жертвы обращаются в полицию. В таком случае тело предполагаемой жертвы детально обследуют на предмет следов ДНК насильника; процесс занимает от четырех до шести часов. Все собранные материалы помещают в специальную коробку — архив улик по делу о сексуальном насилии.
Эти улики полиция может отправить на ДНК-экспертизу в криминологическую лабораторию. Если насильник неизвестен, есть шанс, что такое тестирование поможет его найти; если же у полиции есть подозреваемый, ДНК-тест может подтвердить или опровергнуть его причастность к преступлению. Кроме того, полученные с тела жертвы образцы ДНК можно добавить в национальную базу в поисках совпадений; это помогает вычислять серийных насильников.
Однако собранные с тела жертвы следы ДНК далеко не всегда отправляют на тестирование. Как правило, это происходит из-за недоверия к жертве, недостатка знаний о пользе ДНК-тестирования, нехватки рук или денег: тестирование улик из одного дела стоит от тысячи до полутора тысяч долларов. По разным данным, в архивах полицейских управлений США находится от двухсот до четырехсот тысяч нераскрытых дел об изнасиловании с уликами, не прошедшими ДНК-тестирование. Точное количество таких дел неизвестно, так как их учет обязаны вести лишь в некоторых штатах.
Закон и порядок
В 2010 году Маришка Харгитей — основательница фонда Joyful Heart, помогающего жертвам насилия, и актриса, известная по роли детектива Бенсон в сериале «Закон и порядок: Специальный корпус» — запустила кампанию «За пересмотр нераскрытых дел», которая привлекает внимание к нераскрытым делам об изнасилованиях в США и помогает проводить ДНК-тестирование улик из подобных дел. В частности, кампания «За пересмотр нераскрытых дел» участвует в работе группы юристов, правоохранителей и чиновников из Детройта во главе с окружным прокурором Ким Уорси, которая занимается расследованием старых дел об изнасилованиях в Детройте.
В 2009 году в хранилище полицейского управления Детройта обнаружили архив из 11 341 такой «коробки» с уликами; самые старые из них датированы 1984 годом. Каждую из них отправили на ДНК-экспертизу; перепроверкой улик и занялась прокурор округа Уэйн (в который входит Детройт) Ким Уорси. Она же расследовала дела, которые были возбуждены по результатам экспертизы. Кроме того, в Детройте начались тренинги для полицейских о нейробиологии травмы. «Судя по протоколам, многим отказывали в возбуждении дела, так как полицию не убеждало поведение жертвы. Но если предполагаемая жертва приходит в отделение смеясь, это еще не значит, что ее не насиловали», — говорит Уорси. В 2014 году полицию Мичигана также обязали отправлять образцы ДНК на тестирование не позже чем через 14 дней после их получения.
17 декабря 2017 года Ким Уорси дала интервью изданию Detroit Free Press, в котором рассказала, что тестирование привело к возбуждению 1947 дел; 127 человек были осуждены. Кроме того, благодаря тестированию только в Детройте узнали о существовании 817 серийных насильников — неизвестных людей, чьи образцы ДНК обнаружили на теле более чем одной жертвы. «В среднем преступник успевает совершить изнасилование от семи до одиннадцати раз, прежде чем его поймает полиция. Из обнаруженных нами серийных насильников около пятидесяти человек совершили по десять-пятнадцать изнасилований», — заявила Уорси.
По словам прокурора, 86% жертв изнасилований, чьи дела не передали на ДНК-тестирование, были темнокожими — и это говорит о расовых предрассудках со стороны полиции Детройта. «Полицейские также закрывали дела, потому что жертвы занимались проституцией или были наркозависимыми, потому что у них были психические расстройства. Они не верили им, им было плевать — вот почему столько случаев изнасилования не раскрыто», — заявила Уорси.
Тестирование образцов ДНК началось не только в Детройте, но и в других городах США. В Хьюстоне, штат Техас, с 2013 по 2015 год проверили почти семь тысяч образов ДНК, что привело к судебному преследованию 29 человек. Еще не законченное тестирование почти двенадцати тысяч образцов в Мемфисе уже позволило выдвинуть обвинения против 246 человек. В Кливленде, штат Огайо, за последние семь лет провели экспертизу более шести тысяч образцов ДНК, что помогло обнаружить 436 серийных насильников (их личности пока неизвестны).
Деятельность кампании «За пересмотр нераскрытых дел» помогла изменить подход к расследованию случаев изнасилования не только в Мичигане. Например, в Арканзасе, Луизиане и Миннесоте правительство поручило провести инвентаризацию архивов улик по делам об изнасилованиях; в Огайо, Иллинойсе и Коннектикуте появились законы об обязательном тестировании улик; Калифорния, Орегон и Юта дали жертвам изнасилования право следить за статусом улик по своему делу.