Анатолий Гриценко заявил, что он принял участие в разработке пакета мирного решения войны на Донбассе и аннексии Крыма с участием европейских и российских “людей уровня министров и генералов”.
Об этом он заявил в интервью изданию “Левый берег“.
“Сейчас такой пакет мирного решения есть. Он готов. Он подготовлен по моему, в том числе, участием. Он положен на стол пяти лицам – главам государств: Петру Порошенко, Владимиру Путину, Дональду Трампу, Эммануэлю Макрона, Ангеле Меркель, – сказал Гриценко.
приводим ниже часть интервью, которое Анатолий Гриценко дал Соне Кошкиной и Олегу Базару.
““С.К .: Простите, а как вы положили его на стол Трампу или Путину?
– Есть официальный формат переговоров, которые ведет Курт Волкер, Сурков, задействованы минский и нормандский форматы, периодические консультации на уровне министров и тому подобное. Но все уперлись – и не получается ни «Минск» выполнить, ни что-то другое предложить, что бы дало результат. От того, что происходит, устали все. Кто-то изможденный экономически, кто потенциально теряет экономические возможности. Плюс надо решать другие мировые проблемы.
Но, кроме этих форматов, есть еще неофициальный. Он четырехсторонний – Украина, Россия (ее адекватная часть, которая имеет выход для того, чтобы положить на стол Путину документы), Европа – прежде всего, это французы и немцы – и Америка. Кто эти люди? Я не могу назвать фамилий. Мы так договорились. Но это люди, которые имеют опыт в сфере обороны, безопасности, международной политики, дипломатии. Люди уровня или министров, или генералов с четырьмя звездами.
С.К .: От России генералы ФСБ?
– Нет, там присутствует генерал с другой среды. Экс-советник президента по нацбезопасности, если речь идет об Америке. Или те, кто сейчас работают рядом с теми, кто должен принимать решения, и именно поэтому не разглашает фамилии.
О.Б.: Этот формат согласован руководителями этих государств?
Скажем так, это не представители власти ни одной страны. Они воспринимаются серьезно и их результаты воспринимаются серьезно, поэтому они все (результаты, – LB.ua) положены на стол тем, кому я сказал. Воспринимает эти предложения Петр Порошенко и его команда? Мой ответ: на 90% – так воспринимает.
О.Б.: Что именно предусматривает этот план?
– Международные усилия и международную миротворческую миссию. И с военным компонентом, и с полицейско-гражданским, скажем так, минюстивським компонентом. Мы вышли на консенсусный вариант, с которым согласились все. Есть этапы. Продолжительность – 3-5 лет. Там есть приоритеты. Один из них – это перекрытие границы, сейчас не контролируемой нами. Потому что на других условиях никакие миротворцы не придут. И это уже не только наше требование, а всех, кто потенциально должен направить своих солдат. Чтобы они не погибали, надо перекрыть границу.
В этом пакете есть и разминирования, и восстановление силы украинского закона, украинской гривны. На заключительном этапе – выборы. К тому – проведение амнистии, расформирование воинских формирований. Расформирования всех «нацбанков», «министерств», «парламентов» и другие.
Наш план не предусматривает каких-либо действий силового характера по отвоеванию Крыма, или Донбасса, только дипломатические. Я вам скажу, если Украина выберет президента, который начнет силой отбирать Крым и Донбасс, тогда санкции из России снимут, против нас введут, и на этом Украина закончится.
Это комплексный план. Почему его не реализуют? По двум причинам. Первая – план рассчитан на 3-5 лет и не будут согласовывать с властями, которой осталось меньше года. Вторая причина – это неспособность украинской власти держать слово. Не только перед своими гражданами, но и перед партнерами. Поэтому при действующем президенте этот план не запустят.
С.К.: Как вы попали в состав этой группы?
– Люди, которые меня знают в позитивном плане, знают мои знания, опыт, умение решать …
С.К.: Вас кто конкретно пригласил?
– Меня пригласили. Сказали, что хотели бы видеть от Украины меня. Миссия мне показалась абсолютно правильной и верной …
С.К.: И когда это было?
– В прошлом и в этом году. Встречи проводятся периодически, в Европе, в закрытом режиме. Я не уполномочен называть фамилии людей.
О.Б.: Реализации любого плана невозможно достичь без согласия России. Это касается и миротворческой миссии, и восстановление контроля над границей. Россия заинтересована в дальнейшей дестабилизации ситуации в Украине. Есть ли в этом плане какие-то механизмы принуждения России?
– Для любого плана следует, прежде всего, согласие Украины. Это наше государство. Поэтому, говоря о России, мы должны понимать, что это надо для нас, это в наших интересах. Так же для такого плана – когда дело дойдет до реализации – требуется согласие США, Франции, Великобритании и Китая, которые могут поддержать или заблокировать решение. То есть согласие шире, не только Путина.
Сегодня Путин не готов воспринять этот план. Но если сравнить его сентябрьскую, прошлогоднюю инициативу по миротворцам и изменение взглядов, которая фиксируется уже даже в российской прессе, в средах силового и дипломатического характера, я вижу позитивные изменения.
Путин своей мотивацией, не связанной с Украиной, создает новые и новые мировые проблемы. Есть ужесточение санкций, распространенных, в частности, на олигархат, который его окружает. Осознание в России, и Путиным в том числе, что Донбасс им не нужен, приходит. Они его все равно отдадут. Уже и на Донбассе, кто повелся на эту историю, поняли, что никто в России не ждет.
Вот о Крыме они пока не готовы так говорить. Но даже в том нашем плане, в первом пункте, говорится, что Украина должна вернуться в пределы международно признанных границ по состоянию на февраль 2014 года. То есть вопрос по Крыму есть, в отличие от «Минская», где его нет вообще. Все понимают, что это будет следующий этап, но в одном пакете. По-другому не получится, потому что тогда это не соответствует нашим интересам. Украина не согласится никогда на то, чтобы мы забыли Крым, чего хочет Путин.
О.Б.: Как быть с Минским соглашениями? Необходимость их выполнения постоянно подчеркивают наши западные партнеры. Верховная Рада приняла ряд законов, где упоминаются Минские соглашения они таким образом «установленные» в наше правовое поле.
– Среди людей, которые собираются в формальных форматах, и в неформальных, есть четкое понимание: «Минск» не работает и работать не будет.
Но в нашем плане записано: «в развитие минских соглашений», чтобы не уничтожить их и не перечеркнуть усилия ООН, Меркель и других. Если мирный план будет согласован в развитие Минских соглашений и это будет единственное ссылки на них, я против этого не буду отрицать. Главное – движение вперед”
Напомним, ранее Турчинов назвал заявления Гриценко :Тупой пиар и прикрытие трусости ложью”