Более 39% рабочих мест в Европе связано с кластерной экономикой. В тоже время из 42 официально зарегистрированных в 2016-м году кластеров в Украине какие-то признаки жизни демонстрировали только пять. Однако опыт европейских коллег и признанный успех львовского IT-кластера подталкивает и других испытать эту форму объединения.
Перспективы создания кластера сервиса малых суден обсуждалось 6 и 7 июня на круглых столах в Николаеве и Одессе в рамках инициативы EU4Business.
В Николаеве организаторы собрали чрезвычайно широкую аудиторию: от Национального университета кораблестроения и проектных организаций до владельцев марин и яхтенных стоянок.
В ходе свободного общения предполагалось придти к общему пониманию целей объединения и будущих его участников.
Шанс на восстановление судостроения?
При этом уже на первой встрече в Николаеве стало ясно, что часть участников видит будущий кластер прежде всего как судостроительный, в лучшем случае – кластер малого судостроения.
– Рынок южного региона – это 200 малогабаритных судов дедвейтом до 500 тонн. В николаевском регионе – 72 плавсредства, – рассказывает исполнительный директор ООО ССК “Николаевская верфь” Сергей Покуй. – Мы все боремся за этот рынок, который составляет чуть более 200 млн.грн.
– Продукция малого судостроения является наиболее удобной для наших предприятий, – продолжает президент региональной торгово-промышленной палаты Игорь Катвалюк. – Она требует меньше оборотных средств, а это проблема вечная для нашего судостроения. Эта продукция требует больших трудозатрат, индивидуального труда наших профессионалов, которые пока еще есть в нашем городе. Мы говорим о том, что сегодня стоимость полнокомплектной яхты составляет порядка 6-7 млн.евро. Я могу для сравнения сказать: судно типа Panamax, которое строилось на заводе “Океан”, стоило порядка 16,5 млн.долл. Одна яхта стоит как треть большого судна! Да, большую роль играет насыщение дорогим оборудованием, но это те перспективы, которые могут быть реализованы при помощи оставшихся в Николаеве мощностей.
Рост производства комплектующих и оборудования для судостроения в Украине возможен в ближайшее время, подобно тому, как растет сегодня производство комплектующих для автомобильной промышленности, считает директор Центра Поддержки Бизнеса в Николаеве Артем Ващиленко.
– Сейчас в Европе порядка 400 компаний, сосредоточенных на изготовлении судового оборудования, — рассказывает он. — В связи с тем, что себестоимость производства имеет тенденцию неуклонно расти, эти предприятия сейчас находятся в поисках страны, куда можно сместить свои производственные площадки. В Николаеве, в силу его исторического прошлого, есть много незадействованных мощностей, которые можно предложить иностранному работодателю.
Представители бизнеса, например, Сергей Покуй, сразу назвали первые плюсы от объединения. Например, это организация подготовки профессиональных кадров взамен старой гвардии судостроителей, которая сегодня уже пенсионного возраста.
– Сегодня 76-летний дядя Вова наш лучший специалист по центровке дизеля. За эту работу конкуренты из Херсона берут 10 тыс.долларов и работают бригадой. А дядя Вова с командой за ночь выполнит центровку двигателя. Но кто эту работу будет делать через пять лет?
Компания, которую представляет Сергей Покуй, сегодня работает над заказами на четырех судостроительных площадках Украины и приглашает выпускников профтехучилищ, предлагая им зарплату в 10 тысяч грн. на время стажировки сразу после сдачи тестов. Владимир Парсяк, декан факультета моря НУК им.адмирала Макарова, рассказывает, что подготовка специалистов, начиная с третьего курса “под заказ” бизнеса, является обычной практикой для университета.
Еще одним возможным преимуществом сотрудничества между участниками судостроительного кластера предприниматели видят во включении сертифицированных предприятий в промышленную кооперацию, поскольку наличие сертификации систем менеджмента необходимо для работы на европейских и других международных рынках.
Яхты, катера, марины
В тоже время часть инициаторов создания кластера, похоже, ставят перед собой иные цели.
Известный в Николаеве предприниматель Валерий Ветров, член Общественного Совета при Государственной регуляторной службе, откровенно сказал, что возможности этой сферы ему стали близки после приобретения собственной яхты.
Организация яхтенных стоянок, обслуживание катеров и яхт, строительство марин (кстати, в Новой Каховке их уже три, а в Николаеве пока – ни одной) – это относительно новая, но перспективная сфера бизнеса. Не случайно встреча в Николаеве завершилась “инспекцией” береговой инфраструктуры – поездкой на катере вместе с главным архитектором Николаева Андреем Цымбалом вдоль речных берегов Николаева, пригодных для создания тех же марин.
Кстати, Валерий Ветров считает крайне важным и для развития отрасли, и для будущего кластера также подготовку обращения в КМУ об организации пересмотра всех процедур, которые регулируют деятельность и развитие маломерных судов на предмет ее упрощения и приведения к европейским стандартам с обязательным участием представителей бизнеса.
Сегодня в Украине зарегистрировано всего 117 тыс. малых плавсредств. Для сравнения: в Европе их около шести миллионов.
– Можно позволить себе долю оптимизма: кризис не вечен. Спрос на лодки, на суда, на отдых на воде будет расти, следуя тем же европейским тенденциям, – считает Артем Ващиленко.
Неразвитая инфраструктура отдыха на воде может стать даже преимуществом: новинкой для владельцев яхт и катеров из Киева и Центральной Украины, способной привлечь в город новых состоятельных туристов и отдыхающих.
Деньги и доверие
Отметим, что идея кластера для Николаева не нова. Так, осенью прошлого года с помпой объявили о создании ИТ-кластера, который сегодня фактически прекратил свою работу. По словам его бывшего руководителя Никиты Худякова, причиной тому стал низкий уровень бизнес-культуры николаевских участников рынка, кроме двух компаний, учредителей кластера.
А вот о создании кластера мебельных предприятий в Николаеве никогда не заявлялось. Между тем, по словам Валентина Бельского, владельца мебельной фабрики “Ренессанс”, фактически предприятия этого рынка успешно используют элементы кластерного сотрудничества, снижая свои производственные издержки.
Идее создания кластеров в Украине уже 20 лет. А реальных кластеров достаточно немного. И не потому, что они не создавались – они создавались. Но они умирали, – говорит Михаил Крикунов, председатель правления агенства кластерного развития Clust-ua.
“Потому что кластер создается не для того, чтобы региону было хорошо. Кластер не создается для того, чтобы двинуть вперед научно-технический прогресс. Это все пишут только на обложках буклетов. На самом деле кластер создается для того, чтобы зарабатывать деньги. Это крайне важно – зарабатывать деньги в жесткой международной конкуренции. Вот когда организация начинает зарабатывать деньги, вот тогда появляется желание двигать прогресс, потому что это условие успешной конкуренции, тогда открываются новые рабочие места.
Могут ли выиграть николаевские компании от создания кластера малых суден? Да. Могут ли не выиграть? Да, конечно, могут не выиграть, если весь пар уйдет в гудок, если после двух-трех сборищ люди потеряют интерес. Организация – это оболочка, все решают конкретные люди, заинтересованность руководителей, собственников бизнеса и их доверие друг другу”, – считает Михаил Крикунов.
Традиционно считается, что радиус региональных кластеров – около 100-120 км. Расстояние между Одессой и Николаевом чуть больше этого стандарта. Но все же именно доверие к потенциальным партнерам-конкурентам, а не “лишние” 10 километров будут главным испытанием для инициаторов нового объединения.
Однако инициаторы настроены по-деловому.
– Первой задачей стоит формирование в июне рабочей группы, которая будет готовить бизнес-план и займется юридическими процедурами этого объединения, – спокоен замдиректора Центра поддержки бизнеса в Николаеве Владимир Евсеев. – А там все будет зависеть от учредителей и участников кластера.
Напомним, ранее Укроборонпром заявил, что берет курс на кластеры и сокращает управленческий персонал