В былые времена австрийский Земмеринг был иконой альпийского туризма. Вернуть славу курорту взялись загадочные украинские инвесторы. Но эйфория быстро прошла.
“Здесь вы можете вдохнуть полной грудью”, – не без гордости говорит Хорст Шрёттнер (Horst Schröttner). По словам бургомистра австрийского городка Земмеринга, ежегодные анализы воздуха подтверждают отсутствие здесь опасной для здоровья мелкодисперсной пыли. Отсюда до Вены – меньше часа езды на машине.
Земмеринг – место легендарное. Зимний спорт как таковой зародился около ста лет назад именно здесь, хвастаются местные жители. Тем не менее, быстро становится понятно: золотые времена Земмеринга давно в прошлом. Поселок напоминает спящую красавицу: сказочно красивый, окруженный заснеженными лесами и горами – и в то же время опустевший и замерший, будто в летаргическом сне, сообщает DW.
Панханс: история и восторг
Напротив “волшебной горы”, как прозвали местную гору Хиршенкогель из соображений маркетинга, величественно возвышается памятник славного прошлого – “Гранд-отель Панханс”. Этот отель как никакой другой внес свою лепту в появление мифа Земмеринга.
Буму поспособствовало открытие в 1854 году живописной Земмерингской железной дороги, которая сегодня внесена в список мирового наследия ЮНЕСКО. Это была первая в мире железная дорога, которая везла пассажиров на высоту около тысячи метров. Из Вены вдруг появилась возможность удивительно быстро перенестись в мир неприкосновенной альпийской природы. Уникально чистый воздух притягивал сюда прежде всего зажиточных людей, которые хотели поправить здоровье в изысканном обществе. Когда в гранд-отеле в 1911 году открылись грандиозный зал торжеств и казино, Земмеринг стал состязаться с Санкт-Морицем в борьбе за статус европейской столицы гламура.
Несколько лет назад в подзабытом Земмеринге объявились денежные украинские инвесторы и пообещали вернуть курорт в ряды европейской элиты. За это время собственники гостиницы “Панханс” поменялись дважды. Сперва отель купила австрийская фирма с украинским участием – IBS Umwelt- und Verkehrstechnik GmbH. Годом позже гостиница была перепродана Panhans Holding Group GmbH, которая принадлежит швейцарской фирме. Исполнительным директором является украинец Виктор Бабущак. Лишь на первом этапе инвестиционного плана, озвученного Бабущаком, планировалось потратить 56 миллионов евро на обновление и развитие туристической инфраструктуры. “Сделать здесь второй Санкт-Мориц”, – такую цель озвучил в австрийской прессе Бабущак.
“Деньги, казалось, не имели никакого значения. Украинцы пытались скупить весь поселок”, – вспоминает Эдуард Аберхам (Eduard Aberham), бывший директор отеля “Панханс”. После прихода украинцев в Земмеринг Аберхам некоторое время был у них советником. Именно “Панханс” стал первым объектом, купленным украинцами в Земмеринге.
Одну за другой Panhans Holding скупил почти все крупные гостиницы курорта. Дальше были подъемники и рестораны у горнолыжных трасс. Зона катания должна была увеличиться в несколько раз. Для этого необходимо было выкупить у многих землевладельцев их участки. “Здесь и начались первые сложности. Оказалось, что многие не хотели продавать землю”, – рассказал Аберхам в беседе с Deutsche Welle. Это, однако, стало не самой большой проблемой украинцев.
Денежные потоки дают сбой
Бургомистр Хорст Шрёттнер говорит и о другой головной боли украинских инвесторов – о проблемах с австрийскими ведомствами финансового контроля. По его словам, контролеры проверяют каждую транзакцию очень щепетильно, как будто речь идет о грязных деньгах. “Но как долго можно проверять? Не год же и не полтора-два”, – возмущается бургомистр в разговоре с DW. Он жалуется на то, что деньги украинцев если и доходят, то лишь небольшими порциями.
В пресс-службе австрийской Центральной прокуратуры по противодействию экономической преступности и коррупции DW сообщили о расследовании, связанном с “Панхансом”. “По факту продажи в 2012 году отеля “Панханс” открыто уголовное дело по подозрению в отмывании денег против отчасти установленных, отчасти неустановленных лиц”, – сообщила DW пресс-служба австрийской прокуратуры.
Таинственные инвесторы
Кто же они, эти состоятельные украинцы, деньги которых так щепетильно проверяют австрийские ведомства? Ответить на этот вопрос непросто, с учетом запутанного клубка фирм вокруг исполнительного директора Panhans Holding Виктора Бабущака. Учредителем холдинга является швейцарская Renco Invest. Имена собственников этой компании не раскрываются. Неоднократные вопросы австрийских журналистов о том, кто стоит за инвестициями, оставались без ответа. Отказались представители Panhans Holding отвечать и на вопросы Deutsche Welle.
Формально Panhans Holding – нынешний собственник “Панханса” и инвесторы, которые скрываются за Бабущаком – не имеют ничего общего с покупателями 2012 года, которые фигурируют в деле по подозрению в отмывании денег. Холдинг купил гостиницу уже годом позже. В то же время, как выяснила DW, за тогдашними покупателями и нынешними собственниками стоят одни и те же люди. Учредителями IBS были австрийский бизнесмен и политик Томас Шелленбахер и украинец Игорь Палица, который также уже много лет занимается и бизнесом, и политикой. Их связывает давняя дружба, признал Шелленбахер в 2015 году в беседе с журналистом австрийского издания Profil.
Украинские связи в Австрии
Сегодняшний руководитель группы Panhans Виктор Бабущак еще в 2012 году работал на Палицу и Шелленбахера, а именно в проектах их фонда IBS Palytsia Schellenbacher Fund. В учредительных документах холдинга Panhans указан адрес проживания Бабущака в городке Санкт Леонхард ам Форст – это малая родина Шелленбахера. Выписка из реестра собственников недвижимости подтверждает догадки: дом, в котором зарегистрировано место проживания Бабущака принадлежит… Томасу Шелленбахеру и его жене.
Очевидно, Бабущак был не единственным украинцем, которого прописал у себя Шеленнбахер. Кроме Бабущака, по данным издания Profil, австриец ранее прописывал у себя и Игоря Палицу, а также ряд других предпринимателей из Украины. Начиная с 2011 года, он также оформил нескольких украинцев соучредителями ряда своих фирм. Регистрация места проживания и участие в капитале австрийских компаний, очевидно, должны были облегчить украинцам дальнейшие инвестиции в странах ЕС. Примечательно, что до недавнего времени Шелленбахер был депутатом от право-популистской Австрийской партии свободы (FPÖ) и в Национальном совете – нижней палате австрийского парламента – возглавлял группу межпарламентских связей с Украиной.
В Украине, как оказалось, у него были не только межпарламентские, но и весьма активные деловые связи. Так, его компания IBS продавала на Украине оборудование для малых гидроэлектростанций, водоочистительное оборудование и другую технику Made in Austria. В Буковеле – крупнейшем горнолыжном курорте Украины – компания IBS Umwelt- und Verkehrstechnik GmbH построила водоочистительную станцию. Тогда же, в 2012 году, IBS и выступила формальным покупателем отеля “Панханс” в Земмеринге.
Связи с Буковелем
О том, что за украинскими инвестициями, очевидно, стоят собственники Буковеля, в Земмеринге, как оказалось, знают все, кто посвящен в курс дела. Бургомистр Хорст Шрёттнер по приглашению инвесторов даже посещал Буковель.
“За перелет и гостиницу я платил сам”, – подчеркивает Шрёттнер. На Украине он, в частности, встречался, с братьями Александром и Виктором Шевченко – одними из совладельцев Буковеля, которые на месте заведуют делами.
Как и в Буковеле, в Земмеринге за рестораны при горнолыжных трассах отвечает Виктор Шевченко, младший из братьев. В Австрии он вместе с двумя младшими партнерами является соучредителем компании Ambikom GmbH, как подтверждает реестр предприятий. Виктор Шевченко, который – так же, как и его старший брат – является депутатом Верховной Рады, не указал в своей электронной декларации долю в австрийском бизнесе, как того требует закон Украины.
Ключевую роль среди инвесторов в Земмеринге, очевидно, играет Игорь Палица. “Когда мы ведём переговоры о чём-либо, Бабущак постоянно говорит “мне нужно всё согласовать с Палицей”, – рассказывает Хорст Шрёттнер. Бургомистр лично знаком с Палицей, который регулярно бывает в Земмеринге. О влиянии Палицы в беседе с DW говорит и Андреас Штюлингер, бывший собственник и директор санатория, купленного несколько лет назад украинскими инвесторами.
Когда руководитель группы компаний “Панханс” Виктор Бабущак в октябре 2013 года подписывал договор о купле-продаже санатория, при этом присутствовал и Палица. “Он выступал в роли мозгового центра в группе инвесторов. Для них это приобретение было краеугольным камнем в реализации планов. Долгое время я думал, что инвестором является, собственно, сам Палица. Но потом появились слухи, что за ним стоит более важный человек”, – вспоминает Штюлингер.
Олигарх за кулисами?
Этим важным человеком за спиной Палицы, очевидно, является один из влиятельнейших олигархов Украины: Игорь Коломойский. Вместе с братьями Шевченко миллиардер является совладельцем Буковеля и, по многочисленным сообщениям в прессе, главным инвестором.
Земмерингцам имя Коломойского также о чем-то говорит. “Вы знаете этого мужчину?” – смотря на фотографию Игоря Коломойского Андреасу Штюлингеру долго вспоминать не приходится. “Да, это он”, – кивает бывший владелец санатория.
“Незадолго до продажи Бабущак приезжал вместе с ним и попросил показать ему санаторий. Тогда я еще не знал, кто это такой. Его имя украинцы произносили с трепетом, почти шепотом, – вспоминает Штюлингер и продолжает, – Он спросил у меня, сколько бы стоило сделать из моего санатория “Лансерхоф” (Пансионаты “Лансерхоф” – роскошные санатории для богачей в Австрии и Германии. – Ред.).
Игоря Палицу на Украине принято считать “правой рукой Коломойского”. В частности, он был представителем компаний олигарха в наблюдательном совете “Укрнафты”. До 2015 года Коломойский имел оперативный контроль над денежными потоками этой нефтедобывающей компании, хотя мажоритарным акционером и является государство. Коломойского и других инвесторов Буковеля связывает не только бизнес, но и политика.
Все они являются членами партии “Укроп”, главным спонсором которой является Игорь Коломойский. Братья Шевченко представляют эту партию в Верховной Раде, а Палица возглавляет Волынский облсовет.
От эйфории не осталось и следа
Сегодня, пять лет спустя после продажи украинцам, гранд-отель “Панханс” закрыт. С весны гостиница на ремонте, завершение которого не раз откладывалось. Неоднократно во время проверок в гостинице задерживали нелегальных рабочих из Украины. “Украинцы были депортированы. У них не было ни разрешения на проживание, ни на работу”, – сообщил DW пресс-секретарь министерства финансов Австрии. По данным министерства, правоохранительные органы расследуют деятельность целой сети фиктивных фирм, которые подозреваются в организации торговли людьми.
Кроме инцидента с нелегалами хватает и других негативных заголовков в местных СМИ. В частности, прошлой зимой в гостинице на некоторое время отключали за неуплату свет. Сотрудники жаловались на невыплату зарплаты. В этом году в начале зимнего сезона не заработали даже горнолыжные подъемники, которые принадлежат украинцам.
Из четырех крупных отелей, купленных инвесторами из Украины, в этом зимнем сезоне открылся лишь один. У Андреаса Штюлингера, санаторий которого несколько месяцев назад вынужден был закрыться, о сотрудничестве с украинцами остались смешанные впечатления – от большой эйфории от “спасителей с востока” до горького разочарования от так и не пришедших инвестиций.
“Даже если бы они вложили в Земмеринг 100 миллионов, те люди, которые сейчас здесь осуществляют оперативное управление, и за 100 миллионов ничего не сумеют сделать”, – с горечью говорит врач и бывший директор санатория.