Нападки на Украину по поводу всевозможных слухов о якобы поставках оружия – сначала в Северную Корею, а теперь и в Южный Судан – могут быть как «рукой Москвы», так и попытками некоторых наших соотечественников подзаработать в хаосе 2014 года.
«Я так думаю, что это одна из версий. Во всяком случае, тема Северной Кореи уже закрыта. Сейчас уже больше подозревают саму Россию в причастности такого рода помощи Северной Корее. Что касается южносуданской темы, то я не исключаю, что сброс информации происходит с помощью российской стороны. Это вполне возможно. И уже не первый раз возникают такого рода обвинения в украинский адрес. Раньше это часто было связано с конкурентами на рынке оружия», — рассказал в комментарии InfoResist известный украинский политолог Владимир Фесенко.
По его словам, главная причина была связана с тем, чтобы дискредитировать Украину и тем самым помешать сближению с НАТО.
«А сейчас это связано ещё с одной важной темой. Дело в том, что есть, скажем так, возможность в перспективе получить американское летальное оружие. А скандалы с оружием, то что оружие из Украины могут продавать в горячие точки, могут Украину дискредитировать, через вот этот скандальный ореол создать проблемы для решения о летальном оружии в Украине», — отмечает политолог.
Кроме того, он называет еще одну причину — это попытка ухудшить отношения с ЕС.
«В данном случае по теме южного Судана в Европе: мирового эмбарго у него нет, а вот европейское эмбарго по поставке оружия из южного Судана есть. То есть мы не обязаны соблюдать это эмбарго формально. Мы не являемся членами ЕС. Но, тем не менее, по этой теме можно немножко нас поссорить с ЕС», — подчеркивает Фесенко.
При этом он отмечает, что в случае с Северной Кореей украинские власти «действовали достаточно оперативно и достаточно адекватно». Во всяком случае, эту тему удалось закрыть достаточно быстро, и это не помешало визиту министра обороны США.
«По южносуданской теме можно давать разъяснения, поработать с офисом Amnesti International. Потому что у меня, честно говоря, тоже есть некое удивление. Я знаю, что Amnesti International занимается правозащитной проблематикой. Косвенно, конечно, расследование по продаже оружия в Южный Судан связано с этой темой. Но это всё-таки индивидуальный профиль Amnesti International. Отслеживанием потоков продажи оружия — кто, кому продаёт, легально или не легально, на каких условиях — занимаются обычно другие организации, другие исследовательские центры. Чего это вдруг Amnesti International стал заниматься это проблемой, пусть даже с привязкой к Великобритании? Вот это вызывает определённые вопросы. Поэтому у меня тоже есть некие подозрения, что, пусть не прямо, косвенно, но россияне могли к этому приложить руку. Как минимум могли слить соответствующую информацию», — допускает политолог.
Он также напомнил, что рынок оружия достаточно прибыльный, и на нём осуществляются не только легальные сделки, но и теневые.
«В сложных условия 2014-го года, мы же помним, какая это была ситуация, много было хаоса в государственных институтах, кто-то мог пытаться и заработать на этом. Это тоже возможно. То есть я бы полностью не исключал, что какие-то переговоры велись и, судя по всему, некоторые наши наши товарищи хотели на этом заработать. Но, тем не менее, соответствующим структурам нужно расследовать это и сделать соответствующие заявления», — резюмировал Фесенко.
Напомним, как сообщало Инше ТВ, европейские производители поставляют оружие в Африку и на Ближний Восток, используя в качестве посредников оборонные предприятия Украины – об этом сообщила Украинская правда со ссылкой на Проект по разоблачению организованной преступности и коррупции (OCCRP) со ссылкой на документы, попавшие в его распоряжение.