Ситуация в энергетике и сфере коммунальных услуг требует создания института по эффективной защите прав потребителя — энергетического омбудсмена.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет народный депутат Украины (ВО “Батькивщина”) Алексей Рябчин.
Автор указывает, что в центре Третьего энергетического пакета – фундамента новых украинских энергетических законов, стоит потребитель. Верховная Рада “через колено” приняла нужные законы, но результат пока не достигнут.
“Монополии не разрушены, а потребитель до сих пор остается за бортом политических дискуссий об устройстве новых рынков, как бы громко некоторые политики об этих потребителях не кричали”, – констатирует он.
По словам Рябчина, при разработке законопроекта №7059 (“Про энергетического омбудсмена”, внесен в Раду 4 сентября – ред.) во главу угла был поставлен потребитель и его удобство. Тему энергетики, коммунальных услуг и тарифов, по его словам, уже сложно деполитизировать, но необходимо начать выявлять и устранять системные проблемы.
Депутат констатирует, что НКРЭКУ так и не стала арбитром между государством, бизнесом и потребителем. При этом, комиссия обязана прежде всего балансировать интересы этих трех сторон, а не выступать исключительно адвокатом потребителя.
“Таким образом, мы подходим к вопросу: как можно институциализировать потребителей так, чтобы они на равных могли вступать в переговоры с крупнейшими энергокомпаниями?
Ответом на этот вопрос может стать создание института энергетического омбудсмена”, – говорится в статье.
Автор поясняет, что энергетический омбудсмен — это одна из моделей внесудебного решения потребительских споров, причем такой орган может в том числе заниматься адвокацией прав потребителей и проактивно влиять на регуляторные акты, участвуя в их разработке.
Подобный институт, по его словам, существует во многих европейских странах, в том числе во Франции, Британии, Германии, Бельгии, Болгарии.
Отмечается, что при принятии закона об НКРЭКУ в прошлом году депутаты обязали Кабмин разработать законопроект о создании института энергоомбудсмена и в Украине.
Рябчин указывает, что сейчас функцию защиты прав потребителей специализированно в сферах энергетики и коммунальных услуг выполняют НКРЭКУ и информационно-консультационные центры при энергокомпаниях.
При этом, защитой прав потребителей в НКРЭКУ, исходя из структуры этого органа, занимаются четыре человека. За 2016 г. комиссией рассмотрено 6007 споров, а информационно-консультационные центры рассматривают значительно большее число жалоб.
Депутат указывает, что при создании института омбудсмена такие центры останутся: они будут, во-первых, обеспечивать связь компаний со своими потребителями и помогать в повышении качества услуг. Во-вторых, они будут исполнять роль “сита”, которое будет отсеивать общие консультации и простые споры, тогда как более сложные вопросы будет рассматривать омбудсмен. Таким образом, энергетический омбудсмен не будет конфликтовать с существующими органами по защите прав потребителей, а наоборот, дополнит систему.
“Что же мы получаем на выходе при условии создания института энергетического омбудсмена? Вам пришла платежка, сумма в которой вызывает сомнения; вам не устанавливают счетчик; вашу квартиру отключили от электроэнергии, пока вы были в отпуске? Обратились в энергокомпанию и не получили удовлетворительного ответа? Далее вы заходите на сайт энергоомбудсмена, отправляете заявку онлайн либо по почте… По результатам рассмотрения дела энергоомбудсмен выносит объективное независимое решение”, – отмечает автор.
Омбудсмен, по его словам, не сможет напрямую налагать санкции на энергокомпании, так как это остается прерогативой НКРЭКУ.
“Но если монополист не выполняет решение, он попадает “на ковер” к Нацкомиссии. Такую же “мягкую” силу сейчас использует бизнес-омбудсмен, 86% решений которого органы власти исполняют”, – подчеркивает Рябчин.
Депутат заключает, что энергетический омбудсмен сможет стать проводником новой философии в энергетике, когда в центре — не план и обеспечение мегаломанских предприятий, как в СССР, либо интересы отдельных компаний, как сложилось во времена независимости, а потребитель.