О переговорах в «нормандском формате» в Минске говорят многое и разное. Но еще никто не смотрел на тему немного с необычной стороны. Например, никто не попытался задать вопрос «сколько это всё стоит?». Я не имею в виду рассуждения о политических перспективах урегулирования конфликта на Донбассе, оценке длинных комбинаций и т. д.. Просто и в лоб — сколько положили в кассу за услуги Беларуси как переговорной площадки?
Если помните, то в 2014 году в Минске состоялись несколько переговоров, начиная от стран Таможенного Союза-ЕС-Украины, заканчивая так называемым «Минском-1». Потом был год 2015 с Минском-2 и дальнейшие регулярные посиделки переговорщиков в беларуской столице, продолжающиеся по сей день.
Мы задались вопросом о том, кто платит за выпивку и остальное. Беларусы, как известно, народ прижимистый. Ещё после Минска -2 Александр Лукашенко сетовал, что гости, дескать, выпили несколько вёдер кофе.
Александр Григорьевич, говорил, что не жалко на доброе дело, но в то, что он налил бесплатно верилось слабо. Причём, зная историю его поведения и зная менталитет земляков я почему-то был уверен, что кроме внешнеполитических печенек будут выбивать и «деньги в кассу». Кормить на шару — жаба задушит.
Одним словом, в преддверии новой встречи президентов, полез в статистику, которую предоставляет Укрстат. Есть там такая категория «Державні та урядові послуги». Смотрим, ищем и находим.
Украина постоянно покупает «государственные и правительственные услуги» у беларуского правительства (извините за тавтологию). Во времена споров об участии Украины в СНГ или игрой Януковича в выбор между ЕС и ТС Беларусь исправно брала деньги за работу структур Содружества независимых государств. Украина входила в структуру с оговорками, но деньги платила. Так, например в 2013 году накапало 1,5 млн баксов «за содружество» и мелкие услуги в деле работы с российским рынком (помним торговые войны и контрабас через беларускую территорию). В 2014 году страна приняла решения о выходе из СНГ, подготовила документы, в Раду был внесён соответствующий законопроект, который… не был проголосован до сих пор. Тем не менее, «за содружество» Киев вроде не платит. А вот по Минску деньги капают. В январе-марте 2014 упало сразу 98 млн. гривен за «деловые услуги» — если помните, тогда семья деньги из Украины выводила, а некоторые деятели даже в Беларуси думали убежище попросить. Лукашенко деньги перевёл, за постой взял, но убежища не дал, а «за перевод» срубил немного зелени. Тем не менее, со второго квартала 2014 года (как раз начались разговоры о переговорах в Минске) в графу «Державні та урядові послуги» вновь закапали зелёные из Украины. Уже от нового правительства.
Потом были долгие переговоры, встречи, рабочие группы. И были деньги за кофе:
1,169 млн в 2014-м
0,899 млн в 2015
0,619 млн в 2016
А первый квартал 2017 закончился суммой 236,1 тысяча долларов США. Мелочь, конечно, но учитывая, что за 3 месяца «выбрали» 40% объёмов проплат за 2016 год — печеньки в Минске подорожали.
Как говориться, мелочь, а приятно. Возможно, эпохальный Минск-2 был и бесплатно, но беларусы — прижимистые. Лукашенко зарабатывает не только на креветках, фуагра, манго но и на «геополитическом кейтеринге», который включает кофе, воду и булочки. Вот так — копеечка к копеечке, батька Лукашенко и петляет между Западом и Россией.
Игорь Тышкевич, “Хвиля”