Президент Украины Петр Порошенко 21 сентября выступил на заседании высокого уровня Совета безопасности ООН. Текст выступления главы государства распространила его пресс-служба.
Уважаемый господин председатель,
Уважаемые члены Совета,
Ваши Превосходительства,
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить премьер-министра Ки за его инициативу провести это заседание высокого уровня.
Хотел бы также выразить признательность новозеландскому председательству за отличную организацию работы в течение сентября.
Совет Безопасности ООН был создан 71 год назад, чтобы нести основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он был задуман как механизм для прекращения продолжающихся конфликтов и предотвращения появления новых.
Еще в 2000 году, по инициативе Украины, Совет Безопасности провел историческую первую встречу на высшем уровне и принял Декларацию, обязавшись, цитирую: “способствовать эффективному функционированию системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН”.
Саммит стал одной из успешных страниц в истории ООН. В то же время ее постигло и много досадных неудач.
Одной из таких неудач является ситуация, которая длится уже более 5 лет в Сирии.
Конфликт стал трагедией для миллионов людей и серьезным вызовом для международного сообщества.
Сотни тысяч людей были убиты в результате кровопролития в этой стране. Более 13 миллионов были вынуждены покинуть свои дома.
Приведенные цифры являются ужасными. Они кажутся еще страшнее, когда мы осознаем, что за ними – миллионы трагедий конкретных людей.
Этот конфликт уже вызвал немало серьезных негативных последствий. Неконтролируемая миграция, рост терроризма, экспансия “Исламского государства” и других экстремистских групп, и это далеко не все.
Кроме того, он несет еще много тяжелых рисков, одним из которых является разжигание полномасштабной межконфессиональной войны в регионе.
Считаем, что сирийское правительство несет полную ответственность за нынешнее состояние страны и за ужасные страдания сирийского народа.
С особым беспокойством два дня назад мы узнали о бездушной атаке на гуманитарный конвой в Алеппо. Это преступление было совершено сразу же после одностороннего выхода сирийского режима из режима прекращения огня, который длился неделю. Это не что иное, как четкое доказательство культуры безнаказанности, которая пронизывает сирийский конфликт уже в течение половины десятилетия. Это вопиющее отсутствие ответственности является пятном на Совете Безопасности.
В то же время внешняя поддержка режима Асада, а именно – со стороны России, сыграла значительную роль в возникновении нынешнего катастрофического положения и постоянном возобновлении насилия.
Как и в Украине, это было частью целенаправленной политики России: развязать боевые действия, поднять ставки и тогда предложить свои услуги посредника в урегулировании конфликта, а тем временем захватить территории и обеспечить себе такую позицию, которая позволяла бы навязывать выгодное для нее решение.
Это очень напоминает ситуацию в Украине, которая, к сожалению, остается “полигоном” для испытания Россией таких подходов.
Господин председатель,
Я не могу не отметить, что ООН, в частности ее основной орган – Совет Безопасности, продемонстрировала свою неэффективность в решении конфликта в Сирии.
Эта неэффективность подрывает миссию всей Организации и бросает вызов самому ее существованию.
Отсутствие реакции со стороны ООН на вооруженную агрессию России против Украины и оккупацию Крыма, которые имели место на предыдущем этапе, позволило России сегодня использовать полуостров как военный форпост для осуществления военной операции в Сирии. Поскольку там бушует война, значительное количество российских военных сил и средств перебрасывается в Сирию кораблями, базирующимися в Крыму.
Все это еще раз подтверждает, что существует абсолютно неотложная критическая необходимость реформирования Совета Безопасности, прежде всего в плане применения права вето.
Ни одно вето не должно блокировать действия Совета, когда он должен реагировать на ситуации, связанные с массовыми преступлениями.
Принимая во внимание, что в течение последних десятилетий из-за указанных преступлений погибло огромное количество людей, должны наконец начать процесс устранения этой помехи и обеспечить большую эффективность Совета Безопасности ООН.
Господин председатель,
Мы категорически осуждаем использование химического и зажигательного оружия против гражданского населения в Сирии. Это является вопиющим нарушением международного права.
Мы твердо настаиваем на необходимости привлечения к ответственности всех причастных к этим ужасным преступлениям, которые не должны иметь место в 21-м веке.
Недавние последние выводы Организации по запрещению химического оружия – Совместного механизма по расследованию ООН – не должны остаться без внимания международного сообщества.
Кроме того, мы осуждаем отказ в допуске гуманитарных организаций к тем, кто нуждается в помощи – не говоря уже о бомбардировке гуманитарных конвоев – и блокаду гражданского населения. Использование любой из сторон этих средств ведения войны является серьезным нарушением международного гуманитарного права и должно прекратиться немедленно.
Господин председатель,
Украина еще раз подтверждает императивность безусловного соблюдения фундаментальных принципов и норм международного права.
Где, когда и кем.
Политический процесс в Сирии должен быть направлен на восстановление суверенитета и территориальной целостности страны и создание заслуживающего доверия, инклюзивного переходного правительственного органа с широкими исполнительными полномочиями, в полном соответствии с Женевским коммюнике и Резолюцией СБ ООН № 2254. Затем должно последовать принятие новой конституции и проведение выборов.
Настоящая политическая трансформация должна быть первоочередным приоритетом для Совета и всех, кто причастен к процессу урегулирования.
Все стороны, как внутри Сирии, так и за ее пределами, должны доказать действиями, а не словами, что они являются преданными своим обязательствам, и выполнить договоренности, в том числе те, которые были достигнуты недавно.
Мы убеждены, что нет альтернативы дипломатическому решению этого конфликта, и призываем консолидировать международные усилия, чтобы положить конец этой трагедии.
16 лет назад в Декларации, которую я вспомнил в начале, наши предшественники обязались: “усилить эффективность ООН в преодолении конфликтов”.
Мы не можем позволить себе потерпеть неудачу в этот раз.
Спасибо, господин председатель.